От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их! (Ос.13:14) - ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Новости


Объявления

О Царстве Божием
счетчик посещений

ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ

(Из «Не сказанная проповедь» Пасечнюк В.)

ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ

 

Как правило, человек рождается в этот временный мир для определенной цели, показать свою верность тем духовно-нравственным законам бытия, которые положил Бог. Человек приходит в этот мир для того, чтобы от начального животного состояния взойти на высоту человеческого достоинства. Если рожденный достигает человеческого достоинства через послушание Божественным принципам справедливости и милости, то вполне вероятно, что цель рождения в этот мир будет достигнута.

Мидраш на книгу Екклесиаста толкует семикратное[1] повторение слова АВЕ́ЛЬ = «суета, пустота, тщета, напраслина, дуновение», как неприглядное состояние человека в периоды его жизни, которые подобны бытию животных. Все родители желают, чтобы их дети выросли людьми, и чтобы их образ был возвышен царственным образом богоподобия. Все надеются, что их потомство будет лучшим и что оно достойно лучшего. И вот рождается человек. Рождается он для царства Божьего, чтобы в своем богоподобии стать участником Царства Божьего.[2] Но не все может быть так как должно, и как хотелось бы.

1 период. Младенец хотя еще и подобен бесполезному кусочку плоти, но все окружающие видят в нем потенциального «царя». Все радуются его рождению, целуют и благословляют его. Пеленают, ухаживают за ним веселясь о том, что он рожден для священно-царственного достоинства.[3] Но как правило надежды родителей бывают суетны. День рождения это только начало пути. Рожденный младенец даже по животным меркам уступает любому животному в жизненном опыте выживания. В этот период он как «простейшее» из всей сотворенной фауны земли. Он во всех отношениях пока еще абсолютно беспомощен и неразумен.

2 период. Через год-два наступает период, когда рожденный человек подобен свинье. Он ползает в грязи, все тянет в рот, и гадит во всяком месте.

3 период. В пять – десять лет, он подобен козлу, который прыгает и бедокурит, будучи совершенно неуправляемым.

4 период. Подросток пока не женится, подобен жеребцу. Он украшает себя. Как конь, трясет своей гривой, и все его стремления к супружеству.

5 период. После женитьбы человек подобен ослу, который трудится, чтобы обеспечить свой дом. Его помыслы о стяжании и накоплении.

6 период. Когда дом устроен, человек подобен собаке, которая не подпускает никого к своей миске. Заботы о сохранении и приумножении имения озлобляют человека.

7 период. Старость превращает человека в обезьяну – в карикатурный образ человека. Где слабоумие показывает, что человек без мудрости Торы теряет свой благородный царский образ. И та честь, и то величие, для которого он родился, прошли мимо него, так и не сподобив его быть увенчанным царским достоинством.

 

Эти семь периодов мидраш аллегорически понимает, как шесть дней творения и седьмой день вечного упокоения в Царстве Творца. Если человеческая жизнь была освящена Словом Всевышнего, то в седьмой день (шаббат) он сподобляется соцарствования в Небесном царстве Отца. Если же вся жизнь человека была hАВЕЛЬ hАВЕЛИМ = «суетой сует», то он заканчивает свою жизнь обезьяним, карикатурным подобием «глупого царя, который не умел принимать советы[4]» (Екк.4:13). Для такого, седьмой день не станет днем покоя и радости, так как вечное богатство Торы не было заготовлено им в шесть дней труда.

 

Человек, дожив до старости, обязан стать «царственным вельможей», мудрым и богатым в Боге. Мидраш говоря о седьмом «старческом» периоде человека, цитирует стих Писания, упоминая царя Давида: «Когда царь Давид состарился, вошел в лета…» (3Цар.1:1). Это пример того, что Давид хотя и дожил до преклонных лет т.е. «состарился», но остался, как написано, «царем». А почему? Потому что жизнь его была в Законе Божьем – в Учении Всевышнего. И этот образ показан нам, что без Слова Божьего наша жизнь будет тщетной суетой, которой подвержен животный мир. Суетой, похожей на пар, который улетучится без следа.

 

Поэтому рождение человека в мир, не такой уж радостный и великий день, ведь жизнь человека может пойти не по тому пути, который ведет к высоте «царского» достоинства, а может быть разыгран по «сценарию», который уподобляет человека животным. Нужно отметить что в Церкви дни памяти святых это не их дни рождения, а дни их смерти. Только конец жизни человека может показать, не зря ли человек родился на этот свет. И совсем странно видеть, когда в наше время священники и епископы с помпезной торжественностью заамвонных хвалительных поздравлений празднуют дни своих рождений, получая дорогие подарки. А ведь написано для нас:

 

1 Доброе имя лучше дорогой масти, и день смерти – дня рождения. (Еккл.7:1)

 

Здесь, в этом мире, человека могут возвышать тщетные мечты родителей, гордость самомнения, и льстивые речи подчиненных, но если человек на самом деле остался «животным», то вся эта «дорогая масть» т.е. обманчивое «масло помазания», (которым «помазывают» льстецы мира сего возводя на царство тех, кто еще не стал даже «человеком»), не больше чем просто АВЕЛЬ = «суета». Это номинальное «помазание» и почести мира сего – суета сует. Не оно является важным для родившегося на свет. Эта «дорогая масть» лишь видимость «царственности» человека, которое часто бывает обманчивым. Лучше этого «масла помазания» – «доброе имя». Доброе имя отображает высоту и достоинство человека призванного к Царству Небесного Царя. «Доброе Имя» – это Имя Всевышнего. И это Имя как признак того что человек достиг преподобия Ему, будет написано на челах верных Богу людей, вошедших в Царство Божие. Как написано:

 

12 Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего, и он уже не выйдет вон; и напишу на нем имя Бога Моего … и имя Мое новое. (Откр.3:12)

 

1 И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах. (Откр.14:1)

 

«Доброе Имя» – это действительное, истинное помазание Бога, коронующее человека на «соцарствование» Христу, и присоединяющее к народу святому – «царству вельмож». Доброе Имя дается по факту прожитой жизни тому, кто показал себя верным Божьему Завету. Поэтому «день смерти лучше дня рождения».

 

Здесь, в этом мире, для человека день рождения это не день веселия, а день начало трудного пути, на котором его подстерегают множество трудностей и опасностей.

Если упомянуть традицию дарения подарков на «день рождения», то было бы более правильным дарить подарки не «родившемуся» а тем, кто родил – т.е. родителям. Это их праздник. Это они ждали рождение младенца, это они его поднимали и заботились о нем. Это мать ребенка перенесла муки рождения и возрадовалась его появлению на свет. Это ее праздник, и ее радость.[5] Для самого же «рожденного» на свет, это день благодарения за то, что Бог дал силы и возможность пережить еще один год в преодолении трудностей и скорбей жизненного пути, и еще ближе подойти к конечной точке своего путешествия.

Как правило древняя традиция «празднования» дня рождения, это не получение подарков, а наоборот – раздаяние милостыни. Даже древние пиры «дней рождения» устраивались не как ублажение «юбиляра», а как «милостыня», т.е. бесплатный, дорогой обед для званных гостей.[6] Ведь милостыня продлевает дни жизни, очищает грехи и дает благословение.[7]

Слава Богу за прожитый год! Слава Богу, сподобившему дожить до этого дня!

 

БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, ГОСПОДЬ БОГ НАШ, ЦАРЬ ВСЕЛЕННОЙ, ЖИЗНЬ И МИЛОСТЬ СОТВОРИВШИЙ СО МНОЮ, И ПОПЕЧЕНИЕМ ТВОИМ ХРАНЯЩИЙ ДУХ МОЙ. И МИЛОСТЬ ТВОЯ ЛУЧШЕ ЖИЗНИ.

(Иов.10:12; Пс.62:4)

 

 

 

[1] Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, все суета! (Екк.1:2). Семикратная суета. הבל הבלים = hАВЕЛЬ hАВЕЛИМ = «суета сует». В этой фразе можно увидеть три упоминания суеты, так как минимальная множественность двойственна. Получается, что стих говорит о семикратной (семь – полнота) суете. «Суета (1) + сует (2) + сказал Екклесиаст, суета (1) + сует (2) все суета (1) = 7 сует – бесполезностей.

[2] Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии. А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться. (Рим.8:16,17)

[3] А вы будете у Меня царством священников (царством вельмож) и народом святым; вот слова, которые ты скажешь сынам Израилевым. (Исх.19:6). По объяснению Раши «МАМЛЕХЕТ КОАНИМ» нужно читать не как «царством священников», а как «царством вельмож». «КОАНИМ» означает: великие, как в 2Цар.8:18: «а сыны Давида вельможными = КОАНИМ были».

[4] т.е. заповеди Божьи

[5] Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир. (Иоан.16:21)

[6] Например: «Настал удобный день, когда Ирод, по случаю рождения своего, делал пир вельможам своим, тысяченачальникам и старейшинам Галилейским» (Мар.6:21)

[7] «Лучше творить милостыню, нежели собирать золото, милостыня от смерти избавляет и может очищать всякий грех. Творящие милостыни и дела правды будут долгоденствовать» (Тов.12:8,9). «Человек милосердый благотворит душе своей, а жестокосердый разрушает плоть свою» (Прит.11:17). «Трать серебро для брата и друга и не давай ему заржаветь под камнем на погибель; располагай сокровищем твоим по заповедям Всевышнего, и оно принесет тебе более пользы, нежели золото; заключи в кладовых твоих милостыню, и она избавит тебя от всякого несчастья: лучше крепкого щита и твердого копья она защитит тебя против врага» (Сир. 30.13-16). «И к бедному простирай руку твою, дабы благословение твое было совершенно» (Сир. 8.35).


Назад к списку