От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их! (Ос.13:14) - МЕТАФОРЫ И НАМЕКИ В ИСТОРИИ С РАССЛАБЛЕННЫМ
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Новости


Объявления

О Царстве Божием
счетчик посещений

МЕТАФОРЫ И НАМЕКИ В ИСТОРИИ С РАССЛАБЛЕННЫМ

На изображении может находиться: один или несколько человек

 

В 4-ю неделю по Пасхе, мне не раз, будучи священником, приходилось проповедовать по евангельскому чтению о расслабленном. За двадцать лет служения было сказано о многих аспектах и деталях этой истории. Сегодня, я уже не могу сказать проповедь, но я могу написать, и раскрыть метафоры, которые кроются в деталях повествования о исцелении расслабленного при овчей купели.

 

Как мы помним из сказанного евангелистом Иоанном, под навесами у овчей купели лежали люди, ожидающие сверхъестественного движения воды для того, чтобы погрузиться в нее и получить исцеление. Ожидал этого момента и расслабленный, о котором написано лишь то, что он «находился в болезни тридцать восемь лет» (Иоан. 5:5). Мы не знаем какого возраста был расслабленный и когда он заболел, но он был в этом расслаблении 38 лет. Примечательно, что в Библии число 38, кроме этого случая встречается только в книге Второзаконие. Употреблено оно в исчислении лет жизни еврейского народа в пустыне:

 

14 С тех пор, как мы пошли в Кадес-Варни и как прошли долину Заред, минуло тридцать восемь лет, и у нас перевелся из среды стана весь род ходящих на войну, как клялся им Господь; (Втор.2:14)

 

О чем говорит этот стих и какую аллюзию мы можем усмотреть здесь на 38 лет болезни расслабленного человека? В Торе описано путешествие и жизнь еврейского народа по исходе из Египта. И большинство описанных в Торе событий странствования евреев по пустыне, это описание первых двух лет по выходе из Египта. После того как поколение вышедших из Мицраима за собственный ропот и за грех разведчиков было обречено на смерть вне земли обетованной, Тора не повествует о жизни народа в периоде 38 лет. Т.е. наказанный народ будто бы замирает, как расслабленный организм. С ним ничего не происходит великого и чудесного. Тора умалчивает о этих 38 годах жизни в пустыне кроме трех случаев, которые связаны с описанием согрешений. Это случай восстания Кораха с сообщниками, история о человеке, похулившем Бога, и история о нарушении субботы человеком, вышедшим собрать хворост для очага. Здесь аллюзия на расслабленного. Причина болезненного расслабления человека была в его грехах. Это можно понять из слов Христа, Который после исцеления расслабленного сказал ему: «вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже». (Иоан.5:14)

 

Начало расслабления и наказания евреев исхода было от стоянки Кадес-Варни, откуда посланы были разведчики в землю обетованную. Люди, потерявшие веру и согрешившие ропотом и отчаянием, перешли долину זרד = ЗАРЕД и поселились на землях царя Сигона. Здесь тоже намек. Название «ЗАРЕД» равно фразе, которая одна из первых встречается в Торе с числовым значением 211. Эта фраза: מ͏אדם   עד־בהמה = МЕ-АДАМ АД-БЕhЕМА = «от человека до скота». Т.е. согрешив против Всевышнего, поколение пустыни как бы деградировало, ниспав от своего «человеческого разума» до «скотского неразумия» и было оставлено доживать свой срок за долиной ЗАРЕД на землях Сигона и Ога. В нашем комментарии на Пс. 134:8-11 уже было сказано, что и сами имена этих царей были намеком, что в тех землях жили люди, опустившиеся до скотской жизни. Гематрический намек этого усматривается в именах царей: סיחון ועוג = «Сихон и Ог» = 219. Эта же гематрия и у фразы, намекающей на то, что они уподобились бессловесным и несмысленным животным: הבהמה ועוף = А-БЕhЕМА ВЕ-ОФ = «животное и птица» = 219. За долиной ЗАРЕД все оставившие Бога приняли смерть. В нашем толковании 134 псалма мы говорили, что фраза «Истребил… от человека до скота» говорит о том, что истреблены были те, кто от возвышенного состояния человека – מאדם = «МЕ-АДАМ», ниспал до скотского уровня – עד־בהמה = «АД-БЕhЕМА». Т.е. Бог поразил всех ниспавших в нечестие, и противящихся Истине Божией. За тридцать восемь лет пребывания за долиной Заред вымерло все поколение исхода.

Здесь аллюзия на то, что расслабленный, внутренне был исцелен раскаянием и терпением болезни. Срок его наказания прошел. Всё что делало его животным и унижало человеческое достоинство – исчезло. В это время пришло спасение Божие – Христос. Здесь опять метафора. После 38 лет наказания еврейский народ в землю обетования был выведен ИЕОШУА БИН НУН = «Иисусом сыном Навина». А расслабленного исцелил, даровав способность к движению, ИЕОШУА БЕН ЭЛОИМ = «Иисус Сын Божий».

Что сделал исцеленный? Евангелист говорит, что «человек сей пошел и объявил иудеям, что исцеливший его есть Иисус». (Иоан. 5:15).

Здесь возможно усмотреть намек на исповедание того, что Иисус есть Машиах, Судья и воплощенный Господь. Так фраза, записанная евангелистом: ישוע הוא רפאו = «Иисус – Он исцеливший Его», на иврите, имеет числовое значение 685. Эта же гематрия у Божественных эпитетов, которые записаны в Писании. Например, эпитет строгости налагающего и снимающего наказание: אלהים שׁופט צדיק = «Бог Судия праведный» = 685, или שפט הארץ = «Судия земли» = 685. Эта же гематрия и названия личностной теофании Всевышнего до Его воплощения в человека Иисуса. Так «Ангел Имени»[1] или «Ангел Лика Божьего» в еврейской традиции назван שר הפנים = «Князь Лика» = 685.

Получив исцеление и способность служить Всевышнему, вместе с расслабленным принесем, и мы свое исповедание и прославление Его величия.

 

[1] Подробно об этом см. в толковании буквы ШИН.


Назад к списку