От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их! (Ос.13:14) - Действие ДУХА СВЯТОГО до, и после ПЯТИДЕСЯТНИЦЫ. Рожденный свыше до ИСКУПЛЕНИЯ ХРИСТА, и после.
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Новости


Объявления

О Царстве Божием
счетчик посещений

Действие ДУХА СВЯТОГО до, и после ПЯТИДЕСЯТНИЦЫ. Рожденный свыше до ИСКУПЛЕНИЯ ХРИСТА, и после.

Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен. (Иоан.7:39)

ТАК БЫЛ ЛИ ДУХ СВЯТОЙ В ВЕТХОЗАВЕТНОЕ ВРЕМЯ.

 

 

Церковь несет проповедь о рождении свыше – нового человека. Но разве этого рождения не происходило до пришествия Спасителя? В чем тогда «новость» этой проповеди, если о ней говорил еще царь Соломон?[1] И разве не понятно из слов Христа, что каждый именовавшийся учителем Израиля должен был учить людей о новом рождении духовного человека т.е. о «рождении свыше»?[2] Но если рождение свыше имело место в Израиле, и если новый, юный человек, «который родился бедным в неволе», уже боролся за престол сердца со старым глупым царем, то в чем преимущество в этом вопросе тех, кто Христов? Что Христос дает человеку, рожденному свыше? Ведь и «рождение от воды», это дохристианский обычай ритуального погружения в воду существовавший в Израиле задолго до христианского крещения.

Если было духовное возрождение в общине еврейского народа, то чем оно отличалось от христианского возрождения? И вместе с этим вопросом, возникает другой: Был ли в верующих иудеях Дух Святой? Этот вопрос возникает в связи со словами евангелиста Иоанна, который говорит:

39 Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен. (Иоан.7:39)

Этот вопрос рассматривал Джеймс Гамильтон.[3] Вот три пункта его заключения по этому вопросу:

 

1.«Обитал ли Святой Дух в верующих Ветхого Завета? Нет, не обитал. Потому что в этом не было необходимости. Ведь Бог в то время пребывал в храме и, таким образом, Он был с ними. Тогда каким же образом ветхозаветные верующие становились и оставались верными Господу Богу? Они становились таковыми благодаря действию возрождения Святого Духа, которое в Ветхом Завете скорее называлось «обрезанием сердца» (Иер. 9:25), чем «рождением свыше», как в Новом Завете (Ин. 3:3). (Джеймс Гамильтон)

 

Что касается отрицание Гамильтоном «рождения свыше» в период дохристианский, то лично я, с этим согласится не могу. Почему?

Дело в том, что когда Христос ночью говорил с Никодимом о рождении свыше, (от воды и Духа),[4] то удивленному таинственными словами гостю Христос сказал: ты – учитель Израилев, и этого ли не знаешь? (Ин. 3:10). Т.е. о рождении нового человека среди мудрецов Израиля учение было. И как уже упоминалось выше, слова Еклессиаста мидраш «Коhелет раба» толкует в аспекте ветхого человека (глупого царя), и нового духовного человека (умный юноша). Но вот наполнение этого нового человека Силой, которой он может вести войну против старого царя узурпировавшего престол царства, и воцарение бедного но умного юноши возможно лишь Силой подаваемой свыше. От дней же Иоанна Крестителя[5] доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Матф.11:12). И эта Сила стала доступна человечеству в полной мере лишь после Искупления, в день Пятидесятницы.

 

2.«Они оставались верными не потому что Святой Дух обитал в них, а благодаря Его присутствию в храме (Пс. 72:17), в котором они так стремились пребывать (Пс. 115:18-19)». (Джеймс Гамильтон)

 

По мнению Гамильтона, вне Иерусалимского Храма оживляющего действия Духа Святого над обычными людьми Израильского народа не было. В своей статье Гамильтон приводит пример из 72 стиха. Доколе не вошел я во святилище Божие и не уразумел конца их. (Пс.72:17). Он толкует этот стих в аспекте того, что Присутствие Всевышнего, в дохристианское время, было единственно в Храме, где человек мог получать особенное откровение Божие. Уходя из храма, человек уходил из места Присутствия Божьего и лишался таинственного посещения Божьего, и действия Его Духа. Предыдущий стих который он приводит говорит, что Асаф, написавший этот псалом не мог получить ответ от Бога, и уразуметь, почему нечестивые благоденствуют в веке сем, умножают богатство … И думал я, как бы уразуметь это, но это трудно было в глазах моих (Пс. 72:16). И разумение у Асафа появляется лишь только тогда, когда он вошел во святилище Божие (Пс. 72:17).

Но тогда возникает вопрос: В Священном Писании не раз говорится о том, что цари и пророки Израиля были направляемы Духом Святым не только когда приходили в Скинию или Иерусалимский Храм. Например, в Танахе:[6]

17 Я сойду, и буду говорить там с тобою, и возьму от Духа, Который на тебе, и возложу на них, чтобы они несли с тобою бремя народа, а не один ты носил. (Чис.11:17)

29 О, если бы все в народе Господнем были пророками, когда бы Господь послал Духа Своего на них! (Чис.11:29)

20 И Ты дал им Духа Твоего благого, чтобы наставлять их, и манну Твою не отнимал от уст их, и воду давал им для утоления жажды их. (Неем.9:20)

Давид говорит о Духе Святом:

13 Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отними от меня.

14 Возврати мне радость спасения Твоего и Духом владычественным утверди меня. (Пс.50:13,14)

Пророки:

8 А я исполнен силы Духа Господня, правоты и твердости, чтобы высказать Иакову преступление его и Израилю грех его. (Мих.3:8)

21 Дух Мой, Который на тебе, и слова Мои, которые вложил Я в уста твои, не отступят от уст твоих… (Ис.59:21)

И ап. Петр говорит о пророках:

10 К сему-то спасению относились изыскания и исследования пророков, которые предсказывали о назначенной вам благодати,

11 исследывая, на которое и на какое время указывал сущий в них Дух Христов[7]... (1Пет.1:10,11)

Почему же тогда Евангельские слова говорят о том, что действия Духа не было, если в Танахе множественны примеры действия Духа Божьего в Израиле до пришествия Христа? Один из ответов, который дает Гамильтон, это то, что особое действие Духа Святого было лишь на особых людях, которым было доверено управление и научение в Израиле. Т.е. Дух Божий руководил царями и пророками Израиля ради спасения Своего народа.

 

«В ветхозаветный период люди, на которых сошел Святой Дух, отличались от всего народа именно тем, что имели Святого Духа. Те, на кого нисходит Святой Дух, были либо руководителями народа, либо пророками» (Джеймс Гамильтон)

 

Например, свт. Кирил Александрийский пишет так:

Дух в пророках бывал (временно) ради потребности пророчества.[8] Теперь же Он вселяется в верующих через Христа и в Нем первом начал (обитать), когда Он стал человеком. Иба как Бог, Он имеет Духа нераздельно и существенно соединенным с Собою и собственным Своим. Но помазывается ради нас и называется принимающим Духа как человек, не Себе Самому доставляя причастие Божественных благ, но человеческой природе… Поэтому, когда евангелист говорит нам «еще не было на них Духа Святого» (Ин. 7:39), то мы должны предполагать, что он обозначает всецелое и полное вселение Святого Духа в людях. (свт. Кириллл Александрийский).

 

В Новозаветное время личного водительство Духом Святым может сподобиться каждый верующий в Спасение Христово.

 

3.Святой Дух действовал через пророков Израиля (1Петр. 1:11). Посредством пророков, которые провозглашали Божье Слово, Святой Дух наставлял и утешал Божьих людей (Неем. 9:20,30). В ветхозаветный период Святой Дух даровал жизнь и пребывал среди израильтян в храме. В Новом Завете Святой Дух дарует жизнь и обитает в Божьих людях, которые являются Его храмом». (Джеймс Гамильтон)

 

Только после Искупительного подвига Мессии, Его Воскресения и входа в Обители Отца Небесного, человеческое естество стало прославленным, освященным и причастным Святому Духу. Этого не было даже в великих вождях и пророках еврейского народа, которые ожидали Спасителя и Мессию Израиля. Поэтому было сказано Христом:

11 Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его. (Матф.11:11)

Даже при всех явлениях чудес и глубине пророчеств, Дух Божий до Искупления Христова не усваивался человеку, и не делал человека Своим Храмом. Это должно было совершиться после Крестных страданиий Христа, Его Воскресения и воцарения в Обитель Бога.

Сам Христос говорит о этом так:

7 Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам (Иоан.16:7,8).

 

До Христа никто не вступал за Святую Завесу в Обитель Бога.

13 Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах. (Ин. 3:13)

Только перед Мессией раскрылись Вечные Врата. Он Первенец из умерших воскресший и оживший, и вошедший в Царство Славы. Он Первый!

Дух Святой излившийся по Своей Благости через Сына Человеческого в этот мир как дождь, как поздний дождь (Ос. 6:1-3), изменил человека. Теперь, по слову Христа, и в этом мире человек может достигать Царства Божьего – Царства Благодати, и по исходе из этого мира войти в Царство Небесное – Царство Славы.

До Пришествия Христа это было невозможным. И загробная участь людей была иной, чем та, которой может сподобится человек сейчас.

 

Загробную участь человечества возможно разделить на три состояния.

 

1. После грехопадения согласно предупреждению «смертью умрешь», человек сходил в Шеол. Там смерть царствовала над душами людей. Возможно, лишь редкие уникальные люди, например, как Авраам, могли быть в Шеоле не испытывая мучения от огня. Такое состояние праведников называлось «Лоном Авраама». Таковых праведников соблюдающих 7 заповедей Адама было немного, это редкие личности которые были праведными в роде своем.

 

2. Как написано: Однако же смерть царствовала от Адама до Моисея и над несогрешившими подобно преступлению Адама… (Рим.5:14). Со дня дарования закона – Торы, через Моисея, все люди, входившие в завет с Богом и соблюдавшие его, были избавляемы от огня Геинома. Путь жизни был указан. Через Моисея была дарована Тора – Слово Бога к человеку в день Пятидесятницы = ЙОМ ХАГ ШАВУОТ. Со дня дарования Торы уже не единицы праведников, а все причастные народу Божьему через Завет с Богом могли быть на лоне Авраама избегая царства смерти – Ада.

 

3. Но все же, даже имея завет с Богом, и получив уже всеобщее спасение от огня Геинома в «Лоне Авраама» человеку был закрыт путь в обители Отца. Святилище Небесное было недоступно человеку. Нужен был кто-то Первый. Первым должен был быть тот, кто не имел греха, тот, кто будет Спасителем народа Своего.

3 Кто взойдет на гору Господню, или кто станет на святом месте Его?

4 Тот, у которого руки неповинны и сердце чисто, кто не клялся душею своею напрасно и не божился ложно,

9 Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы!

10 Кто сей Царь славы? – Господь сил, Он – Царь Славы. (Пс.23:9,10)

13 Перед ними пойдет стенорушитель; они сокрушат преграды, войдут сквозь ворота и выйдут ими; и царь их пойдет перед ними, а во главе их Господь. (Мих.2:13)

Моисей был прообразом Спасителя. Моисей спас людей от человеческого рабства и вывел из земли чужой. Это совершилось в день Пасхи. На второй день праздника Песах – в который произошло спасение, было заповедано начинать счет ОМЕРА.[9] Это 49 дней до дня Пятидесятницы = ШАВУОТ. В этот день была Дарована Тора – Слово Бога народу Израиля. Дарование Торы и Завет с Богом положил конец владычеству смерти в роде человеческом. Так подобно и через прообраз Моисея мы видим исполнение образа в Лице Христа. Мессия, Спаситель в день ПЕСАХ = Пасхи был искуплением и очищением верных. Обетование пришествия Утешителя – Святого Духа, учеником следовало ожидать также на 50-й день по Пасхе – в ШАВУОТ Мессии. Пророк таинственно намекает на то, что Жизнь вечную человек получает через Его Искупительную смерть и Его Воскресение.

1 Он уязвил – и Он исцелит нас, поразил – и перевяжет наши раны;

2 оживит нас через два дня, в третий день восставит нас, и мы будем жить пред лицем Его.

3 Итак познаем, будем стремиться познать Господа; как утренняя заря – явление Его, и Он придет к нам, как дождь, как поздний дождь оросит землю.[10] (Ос.6:1-3)

Это Спасение Христово оживило верных. Оживление происходит через даяние Духа, который у пророка описан в образе дождя орошающего землю. В лице Мессии, Который поражен за грех народа мы оживаем. Через Его Воскресение, воскресаем и мы. Он Первый вошел в обители Отца – на гору Святую. Как некогда Моисей один вошел на гору Синай и взял дар – Закон Божий на скрижалях из камня для спасения и избавления людей, для того чтобы обновленный Заветом народ смог царственно войти в Землю Обетованную, так и Христос, взойдя к Отцу, взял дары Духовные для верующих, чтобы они став народом святым и уподобившись Ему, смогли взойти в Царство Славы – в Обители Отца.

19 Ты восшел на высоту, пленил плен, принял дары для человеков, так чтоб и из противящихся могли обитать у Господа Бога. (Пс.67:17-20)

Стихи из Псалма 67 относят как к Моисею, принявшему от Всевышнего Тору, так конечно же и к Мессии, Который есть истинный Ходатай[11] и податель Духа Святого, как и написано:

33 Он, быв вознесен десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святаго Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите. (Деян.2:33)

 

Дух Святой делает из сердца человека Свой Храм – Свое Царство. Сердце как вместилище Духа Святого, это понимание Новозаветное.

В дохристианский период, Дух Святой говорил к сердцу, но не в сердце. Сердце было под властью глупого царя – дурного начала. Если сердце говорило, то как правило, это был голос ветхого человека – глупого старого царя.

 

В примечании к словам мидраша р. Р. Кипервассер говорит:

В Танахе в оригинале о злодеях сказано בלבו = бе-либо = в сердце своем, а о праведниках: אל לבו = эль либо = к сердцу своему, или על לבו = аль либо = над сердцем своим.

Ведь мидраш говорит:

«Злодеи находятся под властью сердца своего: «Сказал безумец В сердце своем...» (Пс. 12:1); «И сказал Эсав В сердце своем...» (Быт. 27:41); «И сказал Аман В сердце своем...» (Эсф. 6:6). Праведники же властвуют над сердцем своим: «Хана же говорила К сердцу своему...» (1Цар. 1:13); «И сказал Давид К сердцу своему...» (1Цар. 27:1); «И решение Даниэль К сердцу своему...» (Дан. 1:8); (Берешит Раба 34:10).

 

Христос говорит апостолам до Своей Пятидесятницы так:

16 Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек,

17 Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет. (Иоан.14:15-17)

Если обратить внимание на последние слова «Он с вами пребывает и в вас будет», то можно сделать вывод, что до того, как Христос был прославлен через Свою Жертву и Свое Воскресение, Он давал Дух ученикам, (как некогда был подаваем Дух святым пророкам и царям), для внешнего служения. Это было делегирование власти:

1 И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь. (Матф.10:1)

Или по Воскресении до дня Пятидесятницы власть прощать грехи:

21 Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, и Я посылаю вас.

22 Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святого.

23 Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся. (Иоан.20:21-23)

Т.е. слова «Он с вами пребывает» означало, что тогда (до Пятидесятницы Мессии) Дух действовал извне человека, сверхъестественно наделяя чудотворной силой и властью тех, кто был на служении Божьем. А слова «и В ВАС пребудет» означало новое состояние человека, когда Дух, изменяя человека, делает его Своим Храмом, и щедро наделяет его Своими дарами.

Теперь каждый уверовавший в Спасителя и Его Спасение, и каждый верный Ему, имеет возможность, независимо от социального положения, национальности, и религиозно-иерархичного статуса, принять Дух Святой и Его особое личное руководство к Истине, вместе с Его святыми дарами, которыми человек должен служить другим во благо достижения Царства Божьего.[12]

 

13 Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам.

14 Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам.

15 Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам. (Иоан.16:13-15)

 

Это самое важное действие Духа, когда сердце знает Истину, не противоречит Истине, живет Истиной, и ничего не желает кроме Истины. Это новый Завет с сердцем человека через оживление его Духом Святым.

 

31 Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды Новый Завет,

32 не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь.

33 Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом.

34 И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: «познайте Господа», ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более. (Иер.31:31-34)

 

Познание Бога не разумом, но Духом Святым, есть истинное Богопознание. Человек может что-то не знать и не понимать умом в религиозной традиции, но при этом если он получил дар Духа Святого – Его Самого он действительно познал Бога. И все наоборот. Человек может быть религиозно образован, начитан, но если он вне Духа Божьего, это голое знание которое, в свою очередь, не знает Бога. В первом случае человек не зная человеческих постановлений знает Божию «галаху»,[13] он не преступает пределов, положенных Духом Святым в сердце его. Во втором случае, если человек не имеет Силы Свыше, то зная даже мельчайшие постановления традиции совершенно не имеет сил выполнить даже основное и самое очевидное.

Важно чтобы Бог открыл Себя Духом Своим. Цель всей религиозной жизни заключается именно в этом. Духом Святым открывается Присутствие Всевышнего в этом мире.

 

 

 

[1] Лучше бедный, но умный юноша, нежели старый, но неразумный царь, который не умеет принимать советы; ибо тот из темницы выйдет на царство, хотя родился в царстве своем бедным. Видел я всех живущих, которые ходят под солнцем, с этим другим юношею, который займет место того. Не было числа всему народу, который был перед ними, хотя позднейшие не порадуются им. (Еккл.4:13-16).

[2] … если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие… Никодим сказал Ему в ответ: как это может быть? Иисус отвечал и сказал ему: ты – учитель Израилев, и этого ли не знаешь? (Иоан.3:9,10).

[3] Джеймс Гамильтон. «Обитал ли Святой Дух в верующих Ветхого Завета?»

[4] Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. (Иоан.3:5).

[5] От дней Иоанна Крестителя – следует понимать, что Крещение Христа в котором Христос грехи всех людей были возложены на Искупителя, это начало Искупительного подвига Мессии через который человечеству стало открыто Царство Благодати. то Царство в котором Дух Святой из каждого верующего устраивает Свой Храм.

[6] Халев (Чис.14:24), Валаам (Чис.24:2), Иисус Навин (Чис.27:18, Втор.34:9), Гофониил (Суд.3:10), Гедеон (Суд.6:34), Иеффай (Суд.11:29). Самсон (Суд.13:25,14:6,19,15:14), Саул (1Цар.10:6,10,11:6,19:23), мужи Сауловы, пророчествующие (1 Цар.19:20), Давид (1Цар.16:13), Амасай (1Пар.12:18), Азария (2Пар.15:1), Иозиил (2Пар.20:14), Захария (2Пар.24:20), грядущий Мессия (Ис.11:2,42:1,61:1), Исаия (Ис.59:21), Иезекииль (Иез.2:2,3:24,11:5), Даниил (Дан.4:8,9,18,5:11,14)

[7] εν αυτοις πνευμα χριστου = ЭН АУТИС ПНЕВМА ХРИСТУ = на (в) (у) тех (них) Дух Христа

[8] Не только в пророках, но и некоторых царях, священниках и вождях Израиля. Ради правильного руководства, и научения народа, власть имеющие посещались Духом Божьим.

[9] Омер – библейская единица измерения объема зерна. На второй день Песаха в знак разрешения есть зерно из нового урожая в Храме приносился в жертву омер ячменя. На 50-й день после начала отсчёта, соответствующий празднику Шавуот, в жертву приносились два хлеба из нового урожая пшеницы. В мидраше (паршат Эмор) объясняется, что когда Сыны Израиля выходили из Египта, Моисей предсказал им, что через 49 дней после исхода им будет дана Тора. Народ были так взволнован предстоящим после физического освобождения из Египта духовным освобождением, что отсчитывал дни вплоть до дарования Торы у подножия горы Синай. (Вики)

[10] Просите у Господа дождя во время благопотребное; Господь блеснет молниею и даст вам обильный дождь, каждому злак на поле. (Зах.10:1). И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения. И также на рабов и на рабынь в те дни излию от Духа Моего. (Иоил.2:23-29)

[11] Посему Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу, за то, что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем. (Ис.53:12). Сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника; Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за [грехи] всего мира. (1Иоан.2:1,2). Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас. (Рим.8:34). Лучшего завета поручителем соделался Иисус… Сей, как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее, посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них. (Евр.7:22-25). Он есть ходатай нового завета, дабы вследствие смерти [Его], бывшей для искупления от преступлений, сделанных в первом завете, призванные к вечному наследию получили обетованное. (Евр.9:15). Поэтому Христос есть Посредник, как и написано: Един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех. (1Тим.2:5,6)

[12] Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех. Но каждому дается проявление Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно. (1Кор.12:4-11)

[13] О таком состоянии духовного сердца написано у Екклесиаста. Соблюдающий заповедь не испытает никакого зла: сердце мудрого знает и время עת) = ЭТ = срок) и устав (משׁפט = МИШПАТ = суд, приговор); (Еккл.8:5)


Назад к списку