От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их! (Ос.13:14) - 1 Псалом Давида - объяснение (Видео)
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Новости


Объявления

О Царстве Божием
счетчик посещений

1 Псалом Давида - объяснение (Видео)

1 стих = 06:30
2 стих = 36:33

3 стих = 01:42
4 стих = 30:51
5 стих = 40:01
6 стих = 43:02

Конспект урока по 1 псалму

Аудиозапись МР3 урока по 1 псалму 1ч.

Аудиозапись МР3 урока по 1 псалму 2ч.

 

Псалом 1

 

У евреев 1 и 2 псалмы не надписаны. В наших переводах надписаны именем Давида, так как в книге Деяний от лица апостола говорится о авторе псалмов – Давиде.

Псалом не является молитвой, но указывает путь, при котором молитва будет услышана: Далек Господь от нечестивых, а молитву праведников слышит. (Прит.15:29)

Два первых псалма связаны между собой и составляют, по мнению мудрецов, единый псалом (Брахот 9б)[1]. Первый псалом обращен к человеку: предостерегает и указывает путь служения Всевышнему. Второй псалом предупреждает народы о тщетности их корыстных усилий. Утверждая, что служение Всевышнему является главным в жизни человека и народа, первые два псалма составляют, так сказать, введение в книгу псалмов. (р.Фуксон)

Во многих древнегреческих рукописях, когда кн. Деяний приводит место из настоящего второго псалма: «Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя» (Пс 2:7 см. Деян 13:33), то говорит, что оно находится в первом псалме[2] (έν τώ πρότω ψαλμώψαλμώ). Последнее указывает, что некогда настоящий первый и второй псалмы составляли один, первый псалом, (Лопухин)

Все же, учитывая и иудейские и христианские древние свидетельства, можно действительно полагать что в древности 1 и 2 псалмы были одним псалмом. Так как и мидраш и Талмуд также свидетельствуют о том число псалмов – в одном варианте 147 в другом 148. И если отнимаем от числа 150 второй, десятый и сто четырнадцатый  псалмы, которые есть часть предыдущих псалмов, то это число подтверждается. (ПВ)

Очень разнообразны комментарии в иудейской традиции на этот псалом. Буквально в одном из комментариев этот псалом Мидраш Раба относит к Ною, и на его примере показывает как благ праведник и счастлив он.  

Счастлив человек… – Ноах.

Который не ходил по совету нечестивых – три поколения нечестивых:

1. Совет нечестивых – Поколение Эноша.

2. Путь грешных – Поколение потопа.

3. Собрание насмешников – Поколение разделения языков.

Только к Торе Господа влечение его – Семь заповедей, которые были ему заповеданы.

И Тору изучает он – ибо выводил он один закон из другого; Сказал: Отчего святой, благословен Он умножил чистых животных больше, нежели нечистых? Не от того ли, что Он хотел, чтобы принесли Ему жертву … и тут же взял и принес жертву всесожжения…

И будет как древо посаженное при истоках вод – ибо посадил его Святой, благословен Он, в ковчег кода потекли воды.

Которое даст плод свой – это Шем.

Чей лист не вянет – Хам.

Все успеет – Йефет. (Мидраш Раба Берешит 26:1)

В мессианском аспекте святые отцы усматривали под мужем блаженств Начальника и Совершителя всяких благ Христа Иисуса. А первый псалом как первую проповедь о Начальнике Совершенном и блаженном – Благословенном Помазаннике и Спасителе Йешуа а-Машиахе. Его заповеди блаженств, это отображение пути совершенного Праведника в Его же лице, и есть образец подражания идущих блаженным путем. (ПВ)

Если мы уделяем внимание обетованиям первого псалма, то, как сказал псалмопевец, мы будем «блаженными» или «счастливыми». Первый псалом  связывает Псалмы с темой книги Притч, которая описывает жизнь мудрого человека, следующего Божьей заповеди.

Итак, дети, послушайте меня; и блаженны те, которые хранят пути мои!

Послушайте наставления и будьте мудры, и не отступайте от него.

Блажен человек, который слушает меня, бодрствуя каждый день у ворот моих и стоя на страже у дверей моих! потому что, кто нашел меня, тот нашел жизнь, и получит благодать от Господа; а согрешающий против меня наносит вред душе своей: все ненавидящие меня любят смерть» (Пр. 8:32-36).

Обетование Пс. 1:1 (а также Пс. 2:12) означает быть благословленным Богом. (М.Глодо)

 

1.1 Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей,

а7 Бlжeнъ мyжъ, и4же не и4де на совётъ нечести1выхъ, и3 на пути2 грёшныхъ не стA, и3 на сэдaлищи губи1телей не сёде:

1. АШРЕ-hАИШ АШЕР ЛО hАЛАХ БААЦАТ РЕШАИМ, УВДЭРЕХ ХАТАИМ ЛО АМАД, УВМОШАВ ЛЕЦИМ ЛО ЯШАВ.

Человека, которому один раз сопутствовал успех, еще нельзя назвать счастливым (МЕУШАР). Но если у него есть много хороших качеств или если он часто удачлив, про него будут говорить, что это — «его счастья» (мн.ч): АШРАВ – אַשְׁרָיו, а в сопряженной форме — АШРЕЙ. (tehilim.ru)

Счастлив муж – Слово АШРЕЙ всегда употребляется во множественном числе,  потому что человека признают блаженным не ввиду одной присущей ему  добродетели или одного успеха, случайно достигнутого, но только ввиду  многочисленных добродетелей, ему присущих. (Радак)

 

Давид начал первый псалом со слов счастлив, блажен человек, потому что замысел Творения - в том, чтобы человек был счастлив (Сфорно).

 

Другой перевод: хвала, слава человеку – славен, прославлен человек (Раши).

 

На иврите – «блажен» - אֶשֶר - «ЭШЕР» происходит от слова - אושר - «ОШЕР», что означает – счастье. «Богатство» и «счастье» на иврите звучат практически одинаково – «ОШЕР», но пишутся немного по-разному.

Слово «Счастье», начинается с первой буквы еврейского алфавита - אֶ = «Алеф», а «Богатство» – с буквы ע = «Айн». Есть некая разница в их символическом смысле. «Алеф» = אֶ – всегда указывает на духовное начало. С этой буквы на иврите начинаются такие слова как «Бог» - אֱלהִים - «элохим'», «свет» - אוֹר - «ор», «вера» - אמונה - «эмуна», «истина» - אֱמֶת - «э'мет», «любовь» - אַהֲבָה - «а-хава'».

А вот буква «Айн» = ע - является намеком на материальное, природное, земное. Таким образом, еще древние мудрецы сделали вывод: «Счастье не в богатстве. Счастье имеет духовное начало». (иуд. Комментарий. И.Циба).

Если добавить пример, то слова с АЛЕФ и АЙН приводит Мидраш Раба Берешит 20:12 говоря о слове «одежды из кожи». Где одежды из кожи – ОР = кожа, через букву айн, а из одежды из света, ОР = свет, через букву алеф. (ПВ)

 

Мальбим, говорит, что слово «hАЦЛАХА» в основном используется, когда речь идет о делах материальных: о заработке, здоровье, детях. «ОШЕР» обычно соотносится с миром духовным. Псалом, как видите, говорит о счастье в духовном смысле (АШРЕ А-ИШ). Злодеям такое счастье не дано. Конечно, в жизни нам случается, и даже нередко, видеть людей, не следующих законам Торы, однако весьма удачливых. Но не надо думать, что это и есть счастье. Все это — «мякина, которую уносит ветер». Все это мусор, ничего не стоящая и неустойчивая вещь. (И.Зильбер)

 

Замечательный пример привел Дерек Принс, когда объяснял счастье связанное с удачей и богатством, и счастье с блаженством духовным, на примере юноши.

Парень едет на хорошем автомобиле, с любимой девушкой, он богат, хорошая погода – он счастлив.

Этот же парень  - машина сломана, девушка ушла, денег нет, идет дождь. Он – несчастлив. На этом примере видно что счастье этого юноши было построено только на внешних условиях которые изменчивы и не причастны вечному. С изменением внешних условий меняется и настроение – счастье временно и поколебимо. Но духовное блаженство не зависит от внешних условий, если построено на ценностях непреходящих причастных вечности. Такое блаженство даже при лишениях и с изменением внешних условий остается при человеке даже в вечности. (ПВ)

 

Каждый псалом, который был особенно дорог Давиду, он начинал со слов счастлив (ВТ. Брахот 10а)

 

Всеблажен един Бог. Разумные твари причастны сего блаженства, потому что причастны богоподобию; приближение к богоподобию — уклонение от зла, и ревнование по воле Божи­ей, — вследствие коих естество человеческое, оживотворившись богообщением, является дре­вом доброплодным при истоках вод.

«Блажен муж». Блаженства, или все выгоды на стороне праведных. Начинает псалмопевец с верховного блага, столь всеми страстно искомого и нигде не обретаемого. Указывает путь верный, но трудный; потому впереди ставит блаженство, как цель и награду, чтоб воодушевить. (Феофан Вышинский)

 

Феофан Затворник задает вопрос: Если все ищут блаженства, (а достигают же его только те, кои идут к нему прямым путем, указуемым в слове Божием). То кто из таковых ищущих ошибается? Конечно же, все те, кто идет своими путями уклоняясь на лево и направо, а не следуя прямым путем Божьим который указывает человеку Слово Божие. Только в выполнении воли Всевышнего есть блаженство. Т.е в том, что причастно вечному и только эта Истина останется в вечности. (ПВ)

 

Этот псалом выражает истину о том, что благо праведнику, а горе грешнику.

 

АШРЕЙ = блажен, счастлив – двадацать два раза в книге Теилим сказано об исполняющих Тору. А Исайя сказал двадцать два раза ОЙ = горе, о злодеях. (Раши).

 

Параллелизм, отчетливо проявляются уже в первом стихе, в котором говорится о праведнике, который «не шел», «не ступал», «не сидел» (три действия), не совершавшем (трех действий), «по совету», «на дорогу», «в компании» и противопоставленном трем видам злодеев – злодеи, грешники, насмешники.

Не шел, не ступал, не сидел – возможно, реминисценция:

4 Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть;

5 и люби Господа, Бога твоего, (1) всем сердцем твоим, и (2) всею душею твоею и (3) всеми силами твоими.

6 И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем.

7 и внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая; (Втор.6:4-7).

Первый фрагмент «Шма», который помещают в тфилин и в мезузу.  (Ковсан)

 

Счастлив человек…. На совет преступников не ходил… – даже общения с преступниками следует избегать. Мы учим это из рассказа об Адаме и Еве. Если бы Ева отказалась говорить со Змеем, то он не соблазнил бы ее попробовать плод запретного древа, и люди не были бы изгнаны из Райского сада. В собрании глумливых не сидел – Слушайте слово Господне, люди глумливые: вы заключили союз со смертью, заключили договор с преисподней… ибо сделали обман убежищем, спрятались во лжи (Ишайя 28:14-15) . (р. М. Левинов)

 

Беззаконный… не хочет он вразумиться, чтобы делать добро… становится на путь недобрый, не гнушается злом. (Пс.35:5)

11 Я указываю тебе путь мудрости, веду тебя по стезям прямым.

12 Когда пойдешь, не будет стеснен ход твой, и когда побежишь, не споткнешься…

14 Не вступай на стезю нечестивых и не ходи по пути злых;

15 оставь его, не ходи по нему, уклонись от него и пройди мимо;

16 потому что они не заснут, если не сделают зла; пропадает сон у них, если они не доведут кого до падения;

17 ибо они едят хлеб беззакония и пьют вино хищения.

18 Стезя праведных - как светило лучезарное, которое более и более светлеет до полного дня.

19 Путь же беззаконных - как тьма; они не знают, обо что споткнутся….

26 Обдумай стезю для ноги твоей, и все пути твои да будут тверды.

27 Не уклоняйся ни направо, ни налево; удали ногу твою от зла,

28 [потому что пути правые наблюдает Господь, а левые - испорчены.

29 Он же прямыми сделает пути твои, и шествия твои в мире устроит.]

(Прит.4:11-29)

Блаженство человека состоит в том, что он «не ходил». Потому что если «не ходил…», то и «не вставал…», а если «не вставал», то и «не сидел…» (Мидраш Теилим)

Аскетический  аспект святоотеческого толкования:

Совет нечестивых – помыслы на грех

Путь грешных – изволение на грех

Стояние – совершение, дело греха

Седалище губительное – пребывание и коснение в грехе. (ПВ)

Злодеи - это те, кто обдуманно и умышленно делают нехорошие вещи, и толкают других к ним, что и является основным смыслом «совета злодеев»: совет, как факт, что они дали совет что-то делать, или совет, как собрание злодеев, когда они сидят и обдумывают, чтобы сделать нечто злодейское.

Грешники - это те, кто, может быть, хотят делать хорошо, но их злое начало подталкивает их в противоположную сторону.

Если же рассматривать похвалу, как относящуюся к человеку, который пошел по совету злодеев и раскаялся в этом, тогда можно понимать так: «хвала тому, кто не ходил; а если ходил, то хвала тому, кто раскаялся в этом и не стоял на этой дороге; а если стоял, то хвала тому, кто раскаялся в этом и не сидел». (р.Дашевский)

Сказал р. Шимон Пази: Так написано, чтобы научить тебя: Если только последуешь их совету, то в конце концов, останешься среди них, и если останешься – будешь восседать на их сборищах и насмешничать вместе с ними (ВТ Авода Зара 18б)

Еврейский комментарий дает пример удаления от совета и пути нечестивых в лице Ноя, как говорилось выше, и в лице сыновей Корея = КОРАХА.

Написано в Торе, что сыновья Кораха не пошли за ним, и, хотя опозорили этим отца, зато сами смогли избежать наказания.

Из новозаветного примера В. Нагирнер, приводит пример Йосефа из Аримафеи. А ведь он был начальником иудейским. А чем выше человек и более властен, тем труднее ему противится общественным мнениям и «системным» решениям.

Тогда некто, именем Иосиф, член совета, человек добрый и правдивый, не участвовавший в совете и в деле их; из Аримафеи, города Иудейского, ожидавший также Царствия Божия, пришел к Пилату и просил тела Иисусова; и, сняв его, обвил плащаницею и положил его в гробе, высеченном [в скале], где еще никто не был положен.» (Лук. 23:50-53)

Сын мой, если грешники будут соблазнять тебя, не соглашайся... Сын мой, не ходи с ними одной дорогой, удержи ногу свою от пути их (Притчи 1;10,15).

Также в аскетическом аспекте совет нечестивца – это совет сатаны. По совету нечестивых = по примеру злых, по указу злого и по научению от йецер ара.

В синодальном – развратители. В еврейском: «ЛЕЦИМ» — насмешники, кощунствующие, издевающиеся; они портят истину, осмеивают благочестие, веру, честность и чистоту, и отметают то, что говорится о гневе Божием и муках. Замечательно, что Давид-отец — в начале Псалмов — и Соло­мон, сын его,— в начале Притчей[3] — обличают эту заразу, поругателей закона. Среди таких презрителей закона не основывает своего жития благочестивый. (Феофан Затворник)

Эти насмешники не принимающие ничего доброго, есть гонители добра. Отвергающие духовное блаженство, они являются гонителями блаженных. Имея полную противоположность характеру блаженных являются врагами Истины. А Истина – Слово Божие. Но вообще-то это даже во благо стремящихся к блаженству. Так как ненависть, презрение и гонения ЛЕЦИМ не дают праведникам ассимилироваться с грехом. И поэтому сказано:

12 Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы.

13 Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь. (2Тим.3:12,13) (ПВ)

Интересно то, что змей тоже в традиции называется этим словом ЛЕЦ. Он начал с того, что он оговорил Всевышнего. ...Таким образом, мы видим, что основное понимание третьей категории - ЛЕЦИМ = злопыхатели, насмешники - это бездельники, которые не делают ни зла, ни добра, они занимаются пустыми разговорами, насмешками, и не занимаются Торой. И отсюда, как известно, начинается движение по ступенькам зла. (Дашевский)

Также в аскетическом аспекте еврейский комментарий:

Мишна 3. Рабби Ханания, говорил: «Если двое сидят вместе, и нет между ними разговора о Торе, то это как компания насмешников, ибо сказано: Никогда не сидел в собрании развратителей (шутов – насмешников). (Пс. 1:1) Но если двое сидят вместе и обмениваются словами Торы, то Божественное Присутствие пребывает с ними.

Мишна 4. Рабби Шимон говорил: «Если трое ели за столом и не произнесли ни одного слова Торы, это похоже на трапезу, где ели из подношений для мертвых, ибо сказано: Все столы покрыты нечистотами, и нет места для Бога (Исайя, 28:8). Но те трое, которые ели за столом и обменивались друг с другом словами Торы, как бы ели за столом у Вездесущего, ибо сказано: И сказал Он мне: это стол, что стоит перед Господом. (Иез, 41:22) (Пиркей Авот 3,2)

И сказано: не сидел я с людьми лживыми, и с коварными не пойду; возненавидел я сборище злонамеренных, и с нечестивыми не сяду; (Пс.25:4,5)

Рав Фуксон приводит майсу из Бавли Авода Зара 18б.

Гемара поясняет этот стих псалма так: Может человек сказать себе: «Так как я не хожу в театры и цирки, не стою наблюдая бои гладиаторов, не сижу в собрании заговорщиков, то я могу побольше поспать». Приходит тогда следующий стих: Но к Торе Господа стремление его, и о Торе Его размышляет он днем и ночью.

 

 

1.2 но в законе Господа воля его (желание его), и о законе Его (учении своем) размышляет он день и ночь!

в7 но въ зак0нэ гDни в0лz є3гw2, и3 въ зак0нэ є3гw2 поучи1тсz дeнь и3 н0щь.

2. КИ ИМ БЕТОРАТ АДОНАЙ ХЕФЦО, УВТОРАТО ЕhГЭ ЙОМАМ ВАЛАЙЛА.

כִּי אִם בְּתוֹרַת יְהוָה חֶפְצוֹ וּבְתוֹרָתוֹ יֶהְגֶּה יוֹמָם וָלָיְלָה׃

 

Недостаточно того, что человек не сделал ничего дурного в жизни: «на совет преступников не ходил,.. не вставал, не сидел». Необходимо, чтобы он сделал нечто хорошее, – учил Тору, помогал людям. Только тогда он станет древом, посаженным у разлива вод (Шохер Тов ).

Мало не идти по пути грешников, нужно двигаться в противоположном направлении, по пути праведников:

28 Христос сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его. (Лук.11:28)

1 Блаженны непорочные в пути, ходящие в законе Господнем.(Пс.118:1)

15 Уклоняйся от зла и делай добро; (Пс.33:15)

Постигает его (Учение) дни и ночи – в оригинале: יֶהְגֶּה, יוֹמָם וָלָיְלָה

Это выражение находится во втором благословении перед вечерним чтением «Шма» (Ковсан)

Размышляет: буквально «шепчет».

הָגָה‎  A(qal): 1. подавать голос, издавать звук или стон; 2. размышлять, думать. E(hi): бормотать, ворчать, невнятно произносить, шептать.

Наша подготовка к молитве должна быть размышлением о Словах Бога. И даже когда нет у нас слов молитвы, Бог будет видеть наши духовные размышления[4] и стремления. Как написано Пс. 5:2: услыши слова мои, а если нет слов, уразумей, помышления мои = hАГИГИ, пойми мои чувства и мысли (что я желаю и к чему стремлюсь, и праведны ли они пред Тобой). Они будут вместо молитвы. Да будут слова уст моих hЕГЙОН и сердца моего благоугодны пред Тобою (Пс.18:15). И поэтому если человек размышляет о Слове Бога и Его воле, как написано в первом псалме: Все его помыслы о Торе и размышляет = ЕhГЭ он, Бог принимает их (помыслы), как молитву. (ПВ)

חֵפֶץ‎ - ХЕФЕЦ

1. желание, хотение, удовольствие, воля, прихоть;

2. дело, вещь, забота, просьба;

Но в законе Господа воля его (желание его). Буква Писания, которая написана на бумаге, должна ожить, как оживает сухое зерно почувствовав воду и землю. А как? Духом Святым Слово дано через пророков человеку. Духом Святым это слово и разумеется. Дух Божий в Танахе и Новом Завете имеет образ воды живой. Когда мы ищем в стихах Писания понимания воли Божией по отношению к нам, изучая все аспекты понимания, Дух Божий дающий разумение Слова, смачивает букву – оживляя ее. Из мертвой буквы мы получаем ожившее Слово Всевышнего, когда пропускаем его через наш разум. Но для умножения и действия этого Слова мы должны выделить участок земли этому зерну. Земля же эта наше сердце. Сердце – это желательная чувственная часть. Сердце желает и чувствует. Стремление (сердца) – это желание. Оно стремится и желает. Так вот, когда мы стремимся и желаем исполнения того что уразумели мы помещаем это зерно в землю. Нужно с верой в Истину Слова, приложить нам стремление, волю и желание выполнить открытое нам. Это и означает в законе Господа воля его (желание его). (ПВ)

В другом аспекте Стремление, желание - (воля его) - поясняет, Бавли Авода Зара 19а:

Леви и раби Шимон, сын раби Иегуды, сидели перед раби Иегуда и изучали Писание. Когда закончили одну книгу, Леви сказал: «Теперь мы можем изучать Притчи». Раби Шимон сказал: «Теперь мы можем изучать Псалмы». Стали учить псалмы, как предложил раби Шимон. Когда дошли до стиха «но к Торе Господа стремление его», раби Иегуда обьяснил: «Каждому следует изучать ту часть Торы, к которой стремление его сердца». Тогда Леви сказал: «Раби, этим утверждением ты дал мне разрешение прервать изучение псалмов (чтобы учить Притчи)».

Сказал Рава «Пусть человек всегда учит Тору у того, к кому влечет его сердце, как написано «К Торе Господа влечет его». Сказал Ребе: Пусть человек всегда учит в Торе то, к чему влечет его сердце. (Ялкут Шимони)

«Воля» — настроение, влечение праведного к «закону Господа», не только к тому, который выражен в десятословии Моисея, но ко всему Божественному откровению. «Размышлять день и ночь» — всегда согласовать свое поведение с этим откровением, для чего необходимо всегдашнее памятование о нем (см. Втор VI:6–7). (Лопухин)

Второй стих говорит: Только к Торе Всевышнего его пожелания и над Торой Его он размышляет день и ночь.

Мы видим, что в этом стихе слово Тора употреблено дважды: к Торе Всевышнего его желание; и над Торой Его он размышляет день и ночь. Следует хорошо вдуматься, каков точный смысл у этого слова Тора в первом и втором месте этого стиха. В первом месте Тора Всевышнего обозначает наставление, которое Всевышний дает, поскольку слово Тора = учение, поучение, наставление. Во втором случае: Над Торой размышляет день ночь простой смысл состоит в том, что это - книга Торы, он ее прочел и размышляет над ней. Это - самый простой уровень прочтения этого стиха, и мы здесь замечаем любопытное явление, которое отмечали уже ни раз в других книгах Танаха, что если подряд в одном стихе или в соседних стихах встречается одно и то же слово, то, как правило, оно обозначает не одно и то же.

Над Его Торой размышляет день и ночь.

Если сказано «его», то ясно, что это – третье (другое) лицо.

Есть два варианта понимания

1. Его Тора - Тора Всевышнего. ТОРАТ АШЕМ = Тора Господня.

2. Об учении своем он думает днем и ночью. A Тора, которую мы учим называется ТОРАТЕНУ = наша Тора.

Понимается так, что здесь «его» относится к тому, кто учит Тору. Оттого, что он усиленно трудился над Божественной Торой день и ночь, он приобрел ее, и она стала «его Торой». То есть, он, как соучастник, который в качестве «платы за труд» получил то, что он стал «совладельцем». (р. Дашевский).

Вначале называется ТОРАТ АДОНАЙ = Учение Господа. А после трудов над Торой называется ТОРАТО = его учение. (Раши)

Смысл данного комментария Раши сводится к тому, что вначале Тора – внешний закон (Закон Бога), но если человек посвящает ей свою жизнь, то она становится так же его внутренним законом. (р. З. Дашевский)

Тора принадлежит Всевышнему, когда человек достаточно продвинулся в ее изучении, она становится ТОРАТО = его Торой. (р. У. Шерки).

14 Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную. (Иоан.4:14)

37 Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей.

38 Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. (Иоан.7:37,38)

В Мессианском аспекте, Тора Господа, стала Торой Машиаха. Та неизреченная Истина, была изречена и изложена, возвещена, через слово Сына Человеческого – Йешуа а-Машиаха. (ПВ)

24 Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих; слово же, которое вы слышите, не есть Мое, но пославшего Меня Отца. (Иоан.14:24)

15 … Я сказал вам все, что слышал от Отца Моего. (Иоан.15:15)

7 Ныне уразумели они, что все, что Ты дал Мне, от Тебя есть,

8 ибо слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли, и уразумели истинно, что Я исшел от Тебя, и уверовали, что Ты послал Меня. (Иоан.17:7,8)

Мессианский аспект: Воля Его в законе… Если говорить о совершеннейшем муже – то это Мессия выполнявший волю Отца Небесного всегда и во всем.

38 ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца. (Иоан.6:38)

То что здесь очевиден Мессианский аспект, показывает нам то, что праведник здесь в единственном числе противопоставляется грешникам во множественном числе, до пятого стиха этого псалма. И только с пятого стиха говорится о других праведниках (ПВ)

Поучатся день и ночь – ночь это скорбь, день это радость. Во время скорби не ослабевать, и в радости не расслабляться. И в скорби, и в радости, подчинять свою и свои чувства Слову Всевышнего. (ПВ)

Не бойся настойчивых советов, приказов идти путем нечестия. Не бойся угроз, и насилия сидящих на злом пути. Бог с тобой, если поучаешься в Торе день и ночь.

7 только будь тверд и очень мужествен, и тщательно храни и исполняй весь закон, который завещал тебе Моисей, раб Мой; не уклоняйся от него ни направо ни налево, дабы поступать благоразумно во всех предприятиях твоих.

8 Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять все, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно.

9 Вот Я повелеваю тебе: будь тверд и мужествен, не страшись и не ужасайся; ибо с тобою Господь Бог твой везде, куда ни пойдешь. (Иис.Нав.1:7-9) (ПВ)

 

 

1.3 И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет.

г7 И# бyдетъ ћкw дрeво насаждeное при и3сх0дищихъ в0дъ, є4же пл0дъ св0й дaстъ во врeмz своE, и3 ли1стъ є3гw2 не tпадeтъ: и3 вс‰, є3ли6ка ѓще твори1тъ, ўспёетъ.

3. ВЕhАЯ КЕЭЦ ШАТУЛЬ АЛЬ-ПАЛЬГЕ-МАЙИМ, АШЕР ПИРЙО ЙИТЭН БЕИТО ВЕАЛЕhУ ЛО-ЙИБОЛЬ, ВЕХОЛЬ АШЕР-ЯАСЭ ЯЦЛИЯХ.

וְהָיָה כְּעֵץ שָׁתוּל עַל־פַּלְגֵי מָיִם אֲשֶׁר פִּרְיוֹ יִתֵּן בְּעִתּוֹ וְעָלֵהוּ לֹא־יִבּוֹל וְכֹל אֲשֶׁר־יַעֲשֶׂה יַצְלִיחַ׃

 

 

אֵד
1. пар, испарение, туман;

2. родник, подземный ручей свежей воды.

Нужно заметить, что первая и последняя буквы этого псалма АЛЕФ и ДАЛЕТ образуют слово אד – ЭД = в одном значении родник, источник, орошающий дождь[5], а в другом туман и пар. И как в этом псалме говорится о блаженстве праведников напоенных водой живой, так здесь же говорится и о грешниках, которые развеются ветром как пар. Ведь первое слово псалма АШРЭ = блажен, говорит о блаженстве праведников, а последнее ТОВЭД = погибнут, о погибели злодеев. (ПВ)

3 ибо Я изолью воды на жаждущее и потоки на иссохшее; излию дух Мой на племя твое и благословение Мое на потомков твоих.

4 И будут расти между травою, как ивы при потоках вод.

5 Один скажет: "я Господень", другой назовется именем Иакова; а иной напишет рукою своею: "я Господень", и прозовется именем Израиля. (Ис.44:3-5)

11 и будет Господь вождем твоим всегда, и во время засухи будет насыщать душу твою и утучнять кости твои, и ты будешь, как напоенный водою сад и как источник, которого воды никогда не иссякают. (Ис.58:11)

1 Жаждущие! идите все к водам; ….

3 Приклоните ухо ваше и придите ко Мне: послушайте, и жива будет душа ваша. (Ис.55:1-3)

7 Благословен человек, который надеется на Господа, и которого упование - Господь.

8 Ибо он будет как дерево, посаженное при водах и пускающее корни свои у потока; не знает оно, когда приходит зной; лист его зелен, и во время засухи оно не боится и не перестает приносить плод. (Иер.17:7,8)

Как дерево, не выросшее, а пересаженное вблизи потоков вод (Мальбим).

Чтобы достичь глубоких знаний следует пересаживать себя, «сидеть у ног» многих учителей, изучая разные мнения (Раши, Авода Зара 19а).

Слово «ЭЦ ШАТУЛЬ» можно, конечно, перевести, как дерево, которое посажено, но дело в том, что для «посадки» есть более обычное слово – «НАТУА» - «посаженный», а слово «ШАТУЛЬ», строго говоря, обозначает дерево, которое было саженцем в одном месте, а потом его оттуда забрали и пересадили в другое место. Почему же это важно? Мидраш на это дает знаменитый ответ, что человек, который учит традицию только у одного рава, страдает однобокостью, поэтому надо ходить и учиться у разных учителей. (Дашевский)

В мишне Пиркей Авот есть такое определение: «мудр тот, кто учится у каждого».

И будет он как дерево посаженное, то есть дерево не дикое, а именно посаженное. Бог избрал это дерево, считает его Своей собственностью, ухаживает за ним и хранит его до великой жатвы последнего дня, ибо всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится (Мф. 15:13). которое приносит плод свой во время свое, то есть в отличие от недоспевших смокв плоды его сладки. Человек, пребывающий в Слове Божьем и наученный им, во времена скорби приносит плод терпения, в час испытаний – плод веры, а в дни благополучия – плод священной радости.  (Сперджен)

Как дерево он. Сравнение человека восходит к 20 гл. Дварим[6].

У потоков вод. «Вода» - традиционная метафора «Ученья» (ТОРА).

Польется как дождь учение мое, как роса речь моя, как мелкий дождь на зелень, как ливень на траву. (Втор.32:2) (Ковсан)

Мессианский аспект: Человек древо насажденное при воде крещения святого. Древо Креста Христова при исходище воды и крове, из бока Спасителя истекших, которое дало плод спасения миру во время спасительных Христовых страстей. (Святоотеческий ком.) А если точнее, то древо, это Сам Спаситель, Который усвоил Жертвой Искупления и само древо Крестного жертвенника, которое навсегда связано со спасением верующих. Силой на Кресте Распятого, верующие избавляются от врага получая помощь, по образу хватавшихся за рог жертвенника тех кому грозила смертная опасность от мстителей. Афанасий Великий также указывает на образ дерева как на аллюзию Христа: Исходищами  же вод  называет божественные Писания, в которых повсюду можно найти проповедуемого Христа. Христос — древо жизни; (ПВ)

Современный комментарий, старательно обсуждающий, о каком виде плодовых деревьев может идти речь. С одной стороны, он предполагает, что речь должна идти о вечнозеленом растении, но тогда за редкими исключениями, это не плодовое дерево. Здесь автор мудро замечает, что речь не может идти об оливе, которую не сажают у воды. Он предполагает, что речь идет о цитрусовых, потому что это вечно зеленое плодовое дерево. (Дашевский)

В связи с этим предположением (о цитрусовом дереве у воды) очень заметен аспект относящийся к Торе. Как известно, классический метод толкования Писания называется ПАРДЕС = цитрусовый (райский) сад[7].

П = (ПШАТ) = буквальное понимание Писания

Р = (РЕМЕЗ) = намек. Одно место Писания толкует другое место Писания.

Д = (ДРАШ) = поучение назидание.

С = (СОД) = тайна. Таинственное понимание Писание. В Новозаветном аспекте относящееся к Мессии.

Поэтому выбрано цитрусовое древо, которое символизирует углубленное постижение Слова Божьего (ПВ)

И во всем, что делает, он преуспеет... Как сказано:

Соблюдайте слова завета этого и исполняйте их, чтобы вы имели успех во всем, что будете делать. (Второз 29:8)

Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять все, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно. (Иис.Нав. 1:7-9)  

По поводу образа человека, как дерева, есть очень близкое место в трактате Пиркей Авот (3:17). Там говорится, что тот человек, чья мудрость превосходит его дела, на что он похож? - На дерево, ветви которого многочисленны, а корни не очень многочисленны. И налетает ветер и выкорчевывает его, и бросает его навзничь. Но тот человек, чьи дела превосходят его мудрость, на что он похож? - На дерево, ветви которого немногочисленны, а корни многочисленны и тогда даже, если все ветры на свете налетят, и будут дуть на него, они не сдвинут его с места. (Дашевский)

Цадик похож на дерево, которое посажено в чистом месте, и крона его простирается в место нечистоты (рав Моше Альшех)

Т.е. польза бывает от праведника для грешников. Их мудрость бывает прохладой грешным душам.

 

В Божьем Саду (Ган Эден) все деревья вечно зеленые и постоянно плодоносящие. Райское дерево это образ праведника приносящего плод Духа. (ПВ)

Плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине. (Еф.5:9)

Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание.. (Гал.5:22,23)

 

Раввин Зеев Дашевский выделяет в своем комментарии слово ПАЛГЕ МАЙИМ = разделение вод. Почему сказано, что это дерево пересажено в место, где ПАЛГЕ МАЙИМ, и корень ПАЛАГ обозначает «разделение» (от этого корня, например, мифлага = партия). Что хочет сказать автор этими словами «у разделения вод»? Его объяснение, что воды Торы имеют как буквальное понимание (ПШАТ), так и таинственное значение (СОД). И приводит мнение Альшеха. Человек находясь между этими двумя потоками, реально занимается ТОРАТО = своей Торой.

Но на мой взгляд, исходища вод, или разделение вод, (а минимальная множественность двойственна), могут означать Слово, которое дается от Единого Источника, и Тора эта в двух потоках, как в образе двух великих светил на небе – Тора Моше и Тора Машиаха. О этих двух разделенных водах одного слова говорит Христос:

52 Он же сказал им: поэтому всякий книжник, наученный Царству Небесному, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое. (Матф.13:52) И в этом же аспекте разделенного потока одного источника можно рассматривать стих пророка: 8 И будет в тот день, живые воды потекут из Иерусалима, половина их к морю восточному и половина их к морю западному: летом и зимой так будет. (Зах.14:8)

Сам Моисей пророчествовал о Новом Завете, о таком же, как и его Завет – Завет Божий. Пророчество это о Торе, данной нам через воздвигнутого из среды Израиля Учителя и Господа Йешуа а-Машиаха.

15 Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь Бог твой, - Его слушайте, - (Втор.18:15)

Сам же Сын Божий – Премудрость и Слово Божие уподоблен в Притчах дереву жизни

18 Она (Премудрость) - древо жизни для тех, которые приобретают ее, - и блаженны, которые сохраняют ее! (Прит.3:18) (ПВ)

 

1 И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца.

2 Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать [раз] приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева - для исцеления народов. (Откр.22:1,2)

 

Воды Духа Святого, Давид упоминает в 22 псалме говоря о Пастыре: Пастырь мой… водит меня к водам тихим (Пс.22:2)

А что касается Древа, то в синодальном переводе Откр 22:2, очень непонятное перевод. Древо и с одной стороны улицы и реки и с другой стороны. Но оригинальный греческий текст возможно понять и так, что Древо Жизни стоит посреди улицы, а Воды Жизни с одной стороны Дерева и с другой стороны, как и в образе посаженного дерева у истока разделенных вод в третьем стихе первого псалма.

А если же говорить о деревьях по обоим берегам реки и улицы, то это образ праведников которые описываются в пророчестве Иезекииля: 

12 У потока по берегам его, с той и другой стороны, будут расти всякие дерева, доставляющие пищу: листья их не будут увядать, и плоды на них не будут истощаться; каждый месяц будут созревать новые, потому что вода для них течет из святилища; плоды их будут употребляемы в пищу, а листья на врачевание. (Иез.47:12) (ПВ)

 

1.4 Не так - нечестивые; но они - как (мякина) прах возметаемый ветром.

д7 Не тaкw нечести1віи, не тaкw: но ћкw прaхъ, є3г0же возметaетъ вётръ t лицA земли2.

4. ЛО-ХЭН hАРЕШАИМ, КИ ИМ-КАМОЦ АШЕР-ТИДЕФЭНУ РУАХ.

לֹא־כֵן הָרְשָׁעִים כִּי אִם־כַּמֹּץ אֲשֶׁר־תִּדְּפֶנּוּ רוּחַ׃

 

11 Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем;

12 лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым. (Матф.3:11,12)

 

5 да будут они, как прах (КЕМОЦ) пред лицем ветра[8], и Ангел Господень да прогоняет (ДОХЭ[9] = низвергнет, бросит, толкнет их) их; (Пс.34:5)

 

30 оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою.

(Матф.13:30)

38 поле есть мир; доброе семя, это сыны Царствия, а плевелы - сыны лукавого;

39 враг, посеявший их, есть диавол; жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы.

40 Посему как собирают плевелы и огнем сжигают, так будет при кончине века сего:

(Матф.13:38-40)

 

13 Ревут народы, как ревут сильные воды; но Он погрозил им и они далеко побежали, и были гонимы, как прах (мякина, плевелы) по горам от ветра и как пыль от вихря. (Ис.17:13)

Как мякина… – кожура, окружающая зерно, не имеет никакой ценности. Скряги копят деньги и покупают всякую утварь, которая поддерживает оболочку души – тело, но самой душе не нужна. (Сфорно) .

 

Зерну, когда оно созрело, шелуха уже совершенно не нужна, она только мешает. И многие подчеркивают, что злодей именно, как шелуха, но не та шелуха, которая на растущем колосе, которая нужна, чтобы охранять зерно, а та шелуха, которая уже совершенно не нужна, которую развеет ветер. Злодей в своей жизни похож на ту шелуху, которая уже развеивается, и от злодея тоже есть какая-то польза зерну, то есть цадику. Спрашивается: какая может быть польза цадику от злодея? Может быть, к ответу на этот вопрос приближается рабби Овадия Сфорно, который говорит, что все занятие злодеев - это приобретение богатства. И это богатство подобно шелухе: оно хранит плод, но это не плод. Рамбам пишет, что вот, человек копил богатства, построил грандиозное поместье, посадил дерево, но все это оказалось нужным только для того, чтобы цадик пять минут посидел в тени этого дерева и потом продолжил свой путь. Получается так, что злодеи, которые вкладывают большой энтузиазм и энергию в накопление благ этого мира, на самом деле в конечном счете, приносят это на пользу цадиков.

Есть комментарий, который говорит так, что птица летает собственной силой, а мякину носит ветер. То есть, злодеем движет не его сила, вдохновение и порывы служить Всевышнему, а «дух нечистоты» (слова ветер и дух в иврите совпадают). (Дашевский)

 

У злодея может быть много хороших намерений, но он отличается от цадика тем, что он говорит так: «Все, завтра я буду полный праведник, а сегодня гуляю в последний раз». Праведник же говорит: «Сегодня я еще тащу на себе все эти обязанности, а завтра не знаю, смогу ли». Злодей все обещает начать праведную жизнь но остается в грехах и назавтра, а праведник тянет не зная сколько еще сможет пронести бремя закона, но так и остается в правде на следующие дни. В этом разница между ними. (р. З. Дашевский)

 

 

1.5 Потому не устоят нечестивые на суде, и грешники - в собрании праведных.

є7 Сегw2 рaди не воскрeснутъ нечести1віи на сyдъ, нижE грBшницы въ совётъ првdныхъ.

5. АЛЬ-КЭН ЛО-ЯКУМУ РЕШАИМ БАМИШПАТ, ВЕХАТАИМ БААДАТ ЦАДИКИМ.

עַל־כֵּן לֹא־יָקֻמוּ רְשָׁעִים בַּמִּשְׁפָּט וְחַטָּאִים בַּעֲדַת צַדִּיקִים׃

 

 

Собрание праведных: это выражение противопоставляется выражению первого стиха «совет нечестивых». Там праведные не идут и не сидят на совете нечестивых, а здесь нечестивые не устоят в собрании праведных.

 

Почему нечестивые не устоят? Если в образе лопаты[10] и просеиваемой от мякины пшеницы увидеть Дух Божий, дух бурный – то увидим что мякина не выдерживает порывы ветра, который озвучен еврейским словом РУАХ = ветер, дух. Она уносится прочь, так как легка. Ты взвешен было сказано Валтасару – и ты оказался легким[11]. Потому и не устоят нечестивые на суде, потому что не смогут вынести действия Духа Божественного присутствия РУАХ А-КОДЕШ. И грешники чуждые Духу Божьему не смогут пребывать в сиянии праведников, которые будут сиять как солнце в сиянии Славы Всевышнего. (ПВ)

 

ЛО ЯКУМУ = не восстанут, не воскреснут. КУМИ – сказал умершей девице Христос воскрешая ее. Восстань, воскресни.

В славянском переводе Не воскреснут нечестивые на суд – должно понимать, не то что они не будут воскрешены телом, но то что они воскрешены не для суда воздаяния (оправдания), но для суда осуждения. Бен-Эздра – толкует: не постоят... не возмо­гут снести строгости суда Божия (ПВ).

 

1.6 Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет.

ѕ7 Ћкw вёсть гDь пyть првdныхъ, и3 пyть нечести1выхъ поги1бнетъ.

6. КИ-ЙОДЭЯ АДОНАЙ ДЭРЕХ ЦАДИКИМ, ВЕДЭРЕХ РЕШАИМ ТОВЭД.

כִּי־יוֹדֵעַ יְהוָה דֶּרֶךְ צַדִּיקִים וְדֶרֶךְ רְשָׁעִים תֹּאבֵד׃

 

Знает – означает глубокую и нежную любовь. (НБК)

Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдете покой душам вашим (Иер. 6:16)

Господь знает их путь и их сердца (Иер.12:3), знает их тайные молитвы (Мф. 6:6), знает их характер и то, как часто люди порицают, хулят, очерняют их. (М. Генри)

Не останется греха под новым небом на новой земле. Первое слово псалма говорит о блаженстве праведников, а последнее слово псалма говорит о погибели грешников. (ПВ)

 

 

[1] Блажен муж и Почему мятутся народы – это один псалом, как говорил раби Шмуэль бар Нахмани. (Брахот 9б)

[2] В совремменных вариантах книги Деяний стоит ссылка на второй псалом: 33 как и во втором псалме написано: Ты Сын Мой: Я ныне родил Тебя. (Деян.13:33)

[3] доколе, невежды, будете любить невежество? буйные будут услаждаться буйством? доколе глупцы будут ненавидеть знание? (Прит.1:22)

[4] Слово הָגָה (ХЭЙ ГИМЕЛ ХЕЙ = АГА) всегда означает «размышляет в сердце».

[5] Он собирает капли воды; они во множестве изливаются дождем (לְאֵדֹֽו): (Иов 36:27)

[6] Если долгое время будешь держать в осаде [какой-нибудь] город, чтобы завоевать его и взять его, то не порти дерев его, от которых можно питаться, и не опустошай окрестностей, ибо дерево на поле не человек, чтобы могло уйти от тебя в укрепление; только те дерева, о которых ты знаешь, что они ничего не приносят в пищу, можешь портить и рубить, и строить укрепление против города, который ведет с тобою войну, доколе не покоришь его. (Втор.20:19,20)

[7] Англ. Слово Paradise = Рай. произошло от ивр. ПАРДЕС.

[8] Ревут народы, как ревут сильные воды; но Он погрозил им и они далеко побежали, и были гонимы, как прах по горам от ветра и как пыль от вихря. Вечер - и вот ужас! и прежде утра уже нет его. Такова участь грабителей наших, жребий разорителей наших. (Ис.17:13,14)

[9] דָּחָה

A(qal): толкать или бросать вниз, низринуть.

B(ni) и D(pu): быть сброшенным, низринутым.

[10] Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым. (Матф.3:12). Просеивая, пшеницу лопатой подбрасывали в ветреную погоду вверх. Тяжелое зерно падало вниз, а мякину уносил ветер.

[11] Текел - ты взвешен на весах и найден очень легким; (Дан.5:27)

 

 


Назад к списку