От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их! (Ос.13:14) - 92 Псалом Давида - объяснение (углубленный уровень) и конспект
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Новости


Объявления

О Царстве Божием
счетчик посещений

92 Псалом Давида - объяснение (углубленный уровень) и конспект

 

 

Псалом 92

צג מזמור = МИЗМОР ЦАДИ ГИМЕЛ = Псалом 93

 

По параллели благословений 11 колен Моисеем, этот псалом стоит рядом с благословением колена Вениамина, которое под сенью Царя Мира. Как и написано:

 

12 О Вениамине сказал: возлюбленный Господом обитает у Него безопасно, Бог покровительствует ему всякий день, и он покоится между раменами Его. (Втор.33:12)

 

Псалом 92 – это царственный псалом, здесь восхваляется Божье суверенное правление над всей землей. Несомненно, его центральной темой является вечное, вселенское Царствие Господа. Эта песнь поклонения открывает небольшой цикл так называемых теократических псалмов (Пс. 92–99). Фраза «Господь царствует» несколько раз повторяется в этих псалмах и подчеркивает основную мысль – утверждение Божьей суверенности (Пс. 92:1; 95:10; 96:1; 98:1). Бог действительно царствует над всей вселенной – над природой, народами, историей, спасением и судьбой людей в вечности. Здесь, в данном псалме, провозглашается неоспоримая, несравненная суверенность Бога над небом и землей. (Лоусон)

 

Иудеи учат, что с этого псалма по 99-й псалом, – это псалмы, в которых Моисей дал пророчества и о днях Машиаха.[1] Этот псалом, песнь коронации на вечное царство вечного Царя. Машиах был всегда, так говорит мидраш. И престол Всевышнего был превечно – искони.

 

Если Бог трансцендентен этому миру, то Его присутствие имманентно отражено в тех, кто является Его «носителем» в себе. В Первую очередь – это Христос. До Его воплощения – это Ангел Лика.[2] А также все верные Богу, как ангелы, так и люди. (ПВ)

 

 

Въ дeнь предсуббHтный, внегдA насели1сz землS, хвалA пёсни дв7ду, §в.

92.1 Господь царствует; Он облечен величием, облечен Господь могуществом и препоясан: потому вселенная тверда, не подвигнется.

а7 ГDь воцRи1сz, въ лёпоту њблечeсz: њблечeсz гDь въ си1лу и3 препоsсасz: и4бо ўтверди2 вселeнную, ћже не подви1житсz.

1 АДОНАЙ МАЛА́Х ГЕУ́Т ЛАВЭ́Ш, ЛАВЭ́Ш АДОНАЙ оз hИТЪАЗА́Р, АФ-ТИКО́Н ТЕВЭ́ЛЬ БАЛЬ-ТИМО́Т.

 יְהוָה מָלָךְ גֵּאוּת לָבֵשׁ לָבֵשׁ יְהוָה עֹז הִתְאַזָּר אַף־תִּכּוֹן תֵּבֵל בַּל־תִּמּוֹט׃

 

 

1 и 5 стих этого псалма входят в прокимен вечера субботы.

В Иерусалимском храме этот псалом пелся при жертвоприношении в шестой день недели (пятницу).

Господь – Царь ... Раби Йеуда сказал от имени раби Акивы: ...В шестой день недели во время приношения жертв в Храме левиты пели: «Господь – Царь...», ибо на шестой день Господь завершил Свое творение и воцарился над ним. (Бавли. Рош ашана 31а)

 

Так как Бог суверенен, вселенная тверда. Имеется в виду не только сама планета, физический мир, но и нравственные, социальные, духовные законы миропорядка, установленные Самим Богом. Господь все поставил в надлежащем месте, и порядок этот непреложен. Его царствие над землей не подвигнется, его не могут изменить люди и народы. Несмотря на угрозы земных властей и бунт злодеев, на вечное провидение Господа не в силах повлиять замыслы обычных людей. (Лоусон)

 

Мальбим различал силу и величие. עֹז = ОЗ = «Сила», – это действие Бога управляющего этим миром в обычном течении всех законов. А גֵּאוּת = ГЕУТ = «Величие», – это сверхъестественное изменение обычных законов этого мира в чудесах.

И Величие, и Сила, это есть атрибуты или свойства Слова Его. Ведь все содержится Словом Его.

 

5 в начале словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою:

6 потому тогдашний мир погиб, быв потоплен водою.

7 А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков. (2Пет.3:5-7)

 

По Раши слова «Воцарился Господь», произнесут люди, получившие удел в мире грядущем. И действительно здесь Господь Царствует, но многие противники Его торжествуют, потому что пока еще Царь в удалении от них, как о этом рассказал в притче Спаситель:

 

41 Вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придет и постучит, тотчас отворить ему. (Лук.12:36)

42 Кто верный и благоразумный домоправитель, которого господин поставил над слугами своими раздавать им в свое время меру хлеба?

43 Блажен раб тот, которого господин его, придя, найдет поступающим так.

44 Истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его.

45 Если же раб тот скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой, и начнет бить слуг и служанок, есть и пить, и напиваться, -

46 то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с неверными. (Лук.12:42-46)

 

Когда будет удален грех и нечестие вместе с противниками Его из мира, тогда будет очевидное воцарение Царя царствующих – Бога Вседержителя. Сейчас же в этом мире, престол Его скрыт, укорочен для невидящих истину.[3]

 

Мессианский аспект: Пророк предсказывает воплощение Господа. Господь воцарился вместо царства сатаны. Красота Христова – плоть Его пречистая, рожденная от Девы; сила же – Божество Его; препоясание – Крест святой, имже враги низложи, и царствует во веки. Вселенная движимая издревле идолослужением, укрепилась неподвижно благодатью Христовою. (Комментарий отцов ТСЛ)

 

Апостол Павел так говорит о Воцарении Царя:

 

24 А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть, и силу.

25 Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои.

26 Последний же враг истребится – смерть,

27 потому что все покорил под ноги Его. Когда же сказано, что [Ему] все покорено, то ясно, что кроме Того, Который покорил Ему все.

28 Когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем. (1Кор.15:24-28)

 

Соцарствованье со Христом святых Его, описано в НЗ:

 

4 Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет. (Откр.20:4)

15 И седьмой Ангел вострубил, и раздались на небе громкие голоса, говорящие: царство мира соделалось царством Господа нашего и Христа Его, и будет царствовать во веки веков. (Откр.11:15)

10 и соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле. (Откр.5:10)

5 И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их; и будут царствовать во веки веков. (Откр.22:5) (ПВ)

 

Настоящая власть и сила и могущество только у Всевышнего.

Мэтью Генри говорит: Тогда давайте не боятся силы человека, заимствовавшего ее на время, и ограниченного в возможностях, а боятся Того, Кто имеет власть рассечь и ввергнуть в озеро огненное.

 

В духовно-нравственном аспекте назидание нам дается в словах о могуществе и силе Всевышнего. Сила и могущество, – это всегда скромность. Откуда учим о скромности? Вот что говорит иудейский комментарий:

«Слышал я от имени моего деда (Бааль-Шем-Това), рассуждение по поводу стиха (Пс. 92:1) «Господь – Царь, величием облекся Он...». Он напомнил изречение наших мудрецов: «Везде, где ты находишь величие Святого, благословен Он, ты находишь и Его скромность» (Бавли. Мегила 31а).[4] Но непонятно, где же в вышеприведенном стихе можно увидеть намек на Его скромность? И пояснил, что стих этот нужно понимать таким образом: «Господь – Царь, величием облекся Он...», то есть величие является лишь облачением Его, Благословенного. Внутренняя же Его сущность, если можно так сказать, – скромность. Об этом и сказано (в Бавли. Мегила 31а): «Там ты находишь Его скромность». (Дегель махане Эфраим, толкование на Пурим)

 

И не станет для человека возможным служение Богу, пока он не приобретет себе всех качеств, которые требуются рабу, – смирения и приниженности перед Ним, – и не избавится от качеств, имеющих отношение к господству: сознания своего величия и достоинства, высокомерия, хвастовства, гордости и т. п. Говорил один из мудрецов: величие – это одеяние Творца, как сказал Давид: «Господь воцарился, облеченный величием» (Пс. 92:1), и тот, кто желает облачиться в Его одеяния, как будто желает уподобиться Ему в том, в чем не пристало человеку уподобляться Ему. (р. Бахае ибн Пакуда)

 

 

92.2 Престол Твой утвержден искони: Ты – от века.

в7 Гот0въ пrт0лъ тв0й tт0лэ: t вёка ты2 є3си2.

2 нахо́н кисъаха́ меА́з, мэолА́м А́та.

נָכוֹן כִּסְאֲךָ מֵאָז מֵעוֹלָם אָתָּה׃

 

 

С тех пор твердо стоит престол Твой – Еще до того, как был сотворен мир. (Радак)

 

Всевышний стал царем только после сотворения мира, потому как до того, как мира не было, не было народа, признающего Творца царем. (Рашбам)

 

По воскресении Своем Христос Господь вознесшися на небеса, седе на готовом Престоле одесную Отца, яко Предвечный Бог. Таинство воплощения Господа уготовано было оттоле – от вечности, от начала создания видимого мира. Творя тогда человека, Господь создал его по собственному образу, облек его царским подобием, так как знал, что должен воспринять его. (Святоотеческий комментарий ТСЛ)

 

Бог искони Сущий. И Престол Его утвержден искони. Но с престолом Всевышнего связана и личность Машиаха – Слово Божие. Машиаху, в его человеческом естестве предложен престол, и сидение на нем одесную Бога. Эта связь усматривается и в гематрическом намеке. Так гематрия слов псалма: כסאך מאז מעולם אתה = «Престол Твой искони: Ты – от века» равна числовому значению Имени ישוע הנצרי = ЙЕШУА А-НОЦРИ = 741. (ПВ)

 

 

92.3 Возвышают реки, Господи, возвышают реки голос свой, возвышают реки волны свои.

г7 Воздвиг0ша рёки, гDи, воздвиг0ша рёки глaсы сво‰:

3 насеу́ неhаро́т адонА́й насеу́ неhаро́т колА́м, ЙИСЪУ́ НЕhАРО́Т дохъя́м.

נָשְׂאוּ נְהָרוֹת יְהוָה נָשְׂאוּ נְהָרוֹת קוֹלָם יִשְׂאוּ נְהָרוֹת דָּכְיָם׃

 

 

Реки и воды в псалмах и во всем Писании возможно понимать в положительном и отрицательном смысле. Или как враги, мятежники против Бога и праведных Его. Или как воды Духа Божьего. Здесь нужно понимать в отрицательном смысле. Так как следующий стих противопоставляет волнам силу Божию. (ПВ)

 

Мидраш дает под реками образ враждебных народов.

Вздымаются потоки – потоки здесь символ народов, затопляющих земли и страны. (Шохер Тов)

 

Наш мятежный мир, искореженный человеческим грехом, противостоит Божьей суверенности. Возвышают реки, Господи, возвышают реки голос свой, возвышают реки волны свои. Раскаты грохота разбушевавшихся рек поэтически изображают нравственный беспорядок, царящий в мире людей, особенно в языческой среде. (Лоусон)

 

3 Глас Господень над водами; Бог славы возгремел, Господь над водами многими. (Пс.28:3)

4 Пусть шумят, вздымаются воды их, трясутся горы от волнения их. (Пс.45:4)

 

Но у толкователей Церкви, которые толковали греческий и славянский текст псалма в этом стихе о реках и волнах есть комментарий в положительном образе.

 

Реки – воды крещения святого, от негоже верные Христовы возносят гласы
благодарственные Создателю своему. Под реками подразумеваются и действия Духа Святого. Эти-то дары Духа воздвигли, то есть возвысили гласы своя через уста пророков и евангелистов. Веруяй в Меня, якоже рече Писание, реки от чрева его истекут воды живы. Сие же рече о Дусе, Егоже хотяху приимати верующие в Него (Ин. 7:38-39). (Комментарий отцов ТСЛ)

 

Также и Таргум понимает этот стих, (в отличии от слов четвертого и пятого стихов 123-го псалма, говорящих о бурных водах), в положительном аспекте метафоры вод.

 

3 Реки поднимаются, Господи, реки поднимают голос их в песне; реки получат награду за похвалу. (Таргум Теилим 93:3)

 

И следующий стих не противоречит такому прочтению. Так как Таргум и его переводит в этом же аспекте.

 

От прославляющего голоса вод многих, сокрушающих море, прославляем в небесных высях Господь. (Таргум Теилим 93:4)

 

Т.е. по Таргуму, воды в этом стихе не метафора мятежных народов, но напротив, это те, кто прославляют Бога.

 

В негативном же, таинственно-аскетическом аспекте, возвышающиеся реки – это метафора нечистых духов злобы, над которыми властвует, и которые усмиряет Бог гласом Своим. Отрицательный аспект понимания «возвышающихся вод» и «моря» наиболее распространенный. Подробно об этом в толковании буквы МЕМ, и в комментарии на Пс. 123:5. (ПВ)

 

 

92.4 Но паче шума вод многих, сильных волн морских, силен в вышних Господь.

д7 в0змутъ рёки сотрє1ніz сво‰, t гласHвъ в0дъ мн0гихъ.

є7 Ди6вны высwты2 мwрск‡z: ди1венъ въ выс0кихъ гDь.

4 миколо́т МА́ЙИМ РАБи́М АДИРи́М МИШБЕРЕ-Я́М, АДи́Р бамаро́м адонА́й.

מִקֹּלוֹת מַיִם רַבִּים אַדִּירִים מִשְׁבְּרֵי־יָם אַדִּיר בַּמָּרוֹם יְהוָה׃

 

 

Громче ревущих вод… голос Господа в вышине – хотя и сказано:

 

…Не в буре Господь; а после бури – грохот, но не в грохоте землетрясения Господь, а после грохота землетрясения – огонь, но не в огне Господь; а после огня голос острой тишины… (после огня веяние тихого ветра) и сказал ему голос… (3Цар.19:12)

 

Тишина Божия – громче бури мятежников и бури злодейских криков. И для противников Его сила и могущество Его это огонь и буря. А для верных веяние тихого ветра – голос острой тишины. (ПВ)

 

Бог назван в этом стихе «АДИР БА-МАРОМ АДОНАЙ» = «силен в вышних Господь» (Пс. 92:4).

Если говорить о образе воды (МАИМ), и о выси (МАРОМ), в негативном аспекте, как о разумных противниках воли Творца, и как о врагах рода человеческого из духовного (небесного) мира,[5] то становится понятным обычай в еврейской традиции, применять этот эпитет к Имени Творца в определенное время. Бог называется «Крепким в вышних» при произнесении молитвы во время Биркат коаним = благословения священников, тем человеком, который имея недоброе предчувствие, переживает из-за сна, который, по его мнению, может предвозвещать несчастье.[6] Еврейская традиция связывает приключающиеся скорби с исполнением решений Небесного Суда. На Небесном Суде же, прокурором-обвинителем выступает не всегда тот, кто желает добра человеку.[7] Поэтому традиция подчеркивает, что Бог выше, чем небесный суд ангелов.[8] Крепкий в высях, также можно понять, как Крепкий среди небесных (высоких). Т.е. те могучие, небесные, духовные силы, которые могут повредить мне, ничто, в сравнении с Тобой, Владыка мира. И Ты, невзирая на их возмущение и бунт, можешь усмирить эти возвышающиеся волны претензий и ненависти, и благословить меня миром.[9] Ведь Ты, АДИР БА-МАРОМ АДОНАЙ = Крепкий в вышних Господь!

 

Отрицательный аспект моря в мире грядущем разобран в комм. Пс.95:11. (ПВ)

 

 

92.5 Откровения Твои несомненно верны. Дому Твоему, Господи, принадлежит святость на долгие дни.

ѕ7 СвидBніz тво‰ ўвёришасz ѕэлw2. Д0му твоемY подобaетъ с™hнz, гDи, въ долготY днjй.

5 эдотэ́ха неэмну́ мео́д ЛЕВЕТЕХА́ НААВА-КО́ДЕШ, АДОНА́Й ЛЕО́РЕХ ЯМи́М.

עֵדֹתֶיךָ נֶאֶמְנוּ מְאֹד לְבֵיתְךָ נַאֲוָה־קֹדֶשׁ יְהוָה לְאֹרֶךְ יָמִים׃

 

 

Мы видим корни знакомых слов. ЭДУТ = «свидетельство» и ЭМУНА = «вера» или «верность».

 

5 Откровения (свидетельства) Твои несомненно верны. (Пс.92:5)

«ЭДОТЭ ХА» = свидетельства Твои «НЕЭМНУ» = вызывают доверие «МЕОД» = очень.

 

8 Откровение (свидетельства) Господа верно, умудряет простых. (Пс.18:8)

«ЭДУТ» = свидетельство «АДОНАЙ» = Господа «НЕЭМАНА» = верно.

 

Что такое свидетельство? Это доказательство Его верности нам. Его верность Своим словам изменяет порядок происходящего. Он вмешивается и спасает – потому что верен и обещал. Он свидетельствует, что верен Своему обещанию.

Свидетельство – это доказательство.

 

15 Недостаточно одного свидетеля против кого-либо в какой-нибудь вине и в каком-нибудь преступлении, и в каком-нибудь грехе, которым он согрешит: при словах двух свидетелей, или при словах трех свидетелей состоится дело. (Втор.19:15)

 

Так и Бог дает Свои свидетельства, – свидетельства Своей верности.

Человек, видящий вмешательство Бога и Его чудеса, и Его помощь, и Его исполнение обетований, всегда понимает, что это ЭДОТЕХА = свидетельство Его верности Своим обещаниям. (ПВ)

 

  • 1 перевод. Твои свидетельства совершенно точны. Дом Твой прекрасен в святости. Господь пребудет в нем навсегда.

 

  • 2 перевод. Свидетельства твои – вечная истина в храме Твоем – священной обители на все времена.

 

ЛЕВЕТЕХА НААВА КОДЕШ = «У дома Твоего жилище святости».

НААВА = «жилище», «прекрасен».

Раши против перевода слова «НААВА КОДЕШ» – как «прекрасен в святости». И полагает, что нужно переводить как священной обители, или жилище святости.

 

Мессианский аспект: Все понимания, это и прекрасный дом, и священная обитель, применимы к Помазаннику Спасителю. Дом Бога, это человеческое естество Машиаха. Он прекрасен. Через Христа и мы и сами становимся храмами Святого Духа.

Кто есть сей дом, которому принадлежит святость на долгие дни? Это Христос. Гематрический намек: Цифровое значение слова לביתך = «для Дома Твоего» имеет туже гематрию, что и Имя ישוע בן דויד = ИЕШУА БЕН ДАВИД = 462. (ПВ)

 

Пророки и апостолы истинные, событие проповедаша о Христе. Свидения есть свидетельства пророков о воплощении Христа Бога и о Его Домостроительстве, которые оказались зело непреложными.

Плоть Христова дом Божий есть, воистину свят и престол во веки. Еще и такое разумение: дому Божию – Церкви Христовой – подобает святыня, то есть совершенная чистота и непричастность никакой скверне.

Домом Божиим называется и каждый христианин, в котором живет Дух Божий, и храм этот Божий должен быть святым (2Кор. 3:16). (Комментарий отцов ТСЛ)

 

 

[1] Как и этот, все последующие псалмы до (99-го) 100-го включительно говорят о временах прихода Машиаха. (р. Й. Хаюн)

[2] Подробно об этом в толковании буквы ШИН и ТАВ.

[3] См. подробно о укороченном Имени и Престоле в комментарий на Пс. 9:8

[4] Комментаторы говорят, что под смирением здесь понимается, в частности, готовность Творца заботится о самых ничтожных, казалось бы, членах общества. (У. Гершович). «Это написано в Торе и повторено в книгах Пророков, и в третий раз сказано в Писаниях. Написано в Торе: Ибо Господь, Бог ваш, Он Бог богов, и Владыка владык… (Дварим 10:7), и следом написано: Он творит суд сироте и вдове (10:18). Повторено в книгах Пророков: Ибо так говорит Возвышенный и Превознесенный, Существующий вечно и Святой – Имя Его… (Ис. 57:15), и следом написано: … Но с тем (Он), кто сокрушен и смирен духом. И в третий раз сказано в Писаниях: … Превозносите Восседающего на небесах, того чье Имя – Господь … (Теилим 68:5), и следом написано: Отец сирот и судья вдов (65:6). (Бавли Мегила 31а) Величие Всевышнего проявляется совершенно не в том, что Он поддерживает существование всех миров (как думают многие). Напротив, в этом проявляется не величие Всевышнего, а Его скромность, когда Он принижает Себя настолько, чтобы облачаться в миры, давая им жизненность и поддерживая их существование. … и на самом деле «величие Его непостижимо».  (Пс. 144:3). Эти слова восхваляют Его великое смирение, которое заключается в том, что Он может так принизить Себя. (Тора Ор: Хаей Сара)

[5] См. комм. На букву МЕМ.

[6] «Тот, кто видел сон и не знает, что он видел (к добру или ко злу), должен встать перед коаним, когда те возносят руки, и произнести следующее: Владыка мира! Твой я, и сны мои от Тебя. Сон видел я и не знаю, что он… И если не смог (завершить эту просьбу вместе с коаним, когда община говорит: «Амен»), пусть скажет так: «АДИР БА-МАРОМ АДОНАЙ» = Крепкий в вышних Господь, Пребывающий в могуществе! Ты мир, и мир есть Имя Твое. Да будет угодно пред Тобой даровать нам мир». (ВТ. Шаббат 55б)

[7] Вспомним Сата́на, который пришел перед Лице Божие с обвинением на праведного Иова.

[8] Уместно заметить, что этот псалом о бушующих водах и о Сильном в вышних Господе, еврейская традиция в лице некоторых раввинов рекомендует прочитывать перед судом и различными тяжбами.

[9] В благословении священников = БИРКАТ КОАНИМ человек благословляется миром = ШАЛОМ. Да благословит тебя Господь и сохранит тебя! да призрит на тебя Господь светлым лицем Своим и помилует тебя! да обратит Господь лице Свое на тебя и даст тебе мир! (Чис.6:24-26)

 


Назад к списку