От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их! (Ос.13:14) - 5 Псалом Давида - объяснение (Видео)
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Новости


Объявления

О Царстве Божием
счетчик посещений

5 Псалом Давида - объяснение (Видео)

Cкачать МР3 запись урока

Скачать конспект урока в формате pdf

Псалом 5

 

Эту молитву пели в Храме во время утреннего жертвоприношения, когда каждый человек должен принять решение, что сегодня он вновь будет служить Всевышнему, и просит Творца поддержать его на этой стезе. (р. Левинов)

У текста этой главы – трехчастная структура:

1. Обращение к Господу и просьба о том, чтобы была принята Им молитва (стихи 2-4). ПОКАЯНИЕ

2. Восхваления Господу (стихи 5-9). БЛАГОДАРЕНИЕ

3. Просьба молящегося: о наказании злодеев и воздаянии праведникам.  (стихи 10-13) ПРОСЬБА

Таков порядок традиционной молитвы, который был установлен мудрецами на основании молитвы Моше:

«И умолял я Господа в то время, говоря: Владыка Господи! Ты начал показывать рабу Твоему величие Твое…» (Дварим 3:23-24).

Бавли: Толковал рабби Симлай: всегда человек начинает с восхваления Святого благословен Он, а затем –  будет молиться [будет просить о нуждах своих]» (Брахот 32а). (р. Ковсан)

Каким требованиям должна удовлетворять молитва, чтобы Всевышний вообще захотел ее послушать, не говоря уже об исполнении просьбы?

Мальбим говорит, что есть четыре условия полноценности молитвы.

1.Первое условие - это красота и краткость изложения;

2.второе - соответствие мысли внешней речи;

3.третье - просить о достойных вещах;

4.четвертое - полагаться в молитве на Всевышнего, и только на Него.

Мы увидим, что в этом и в следующих стихах обращение Давида как раз всем этим условиям удовлетворяет. (р. Дашевский)

Этот псалом употребляется на утреннем богослужении, составляя 1-й псалом

1-го часа, и начиная с 8 стиха, служит входной молитвой священнику пред началом литургии.

Этот псалом входит в состав 1 часа, которым был на востоке час восхода солнца. После благодарения Господа за минувшую ночь словами этого псалма церковь молится за верующих пред Богом в самом начале дня о сохранении их от опасности и врагов, в духовной чистоте. (Лопухин)

 

5.1 Начальнику хора. На духовых орудиях. Псалом Давида.

а7 Њ наслёдствующемъ, pал0мъ дв7ду, є7.

1. ЛАМНАЦЭЯХ ЭЛЬ-hАНЕХИЛОТ, МИЗМОР ЛЕДАВИД.

לַמְנַצֵּחַ אֶל־הַנְּחִילוֹת מִזְמוֹר לְדָוִד׃

 

ЛАМНАЦЕЯХ = Начальнику хора – Богу. Как и было объяснено в четвертом псалме. (ПВ)

Слово это имеет множественную форму и корень намекает на слово НАХАЛА – наследие.

В буквальном аспекте название инструмента. Но так как с прекращением левитской службы и с исчезновением храма исчезли и точные понятия храмовых богослужебных терминах и инструментах, то в постхрамовой традиции иудеев и христиан непонятные слова получили дополнительный спектр толкования. И драш который выводится из слова НЕХИЛОТ возможно понимать как в положительных, так и в отрицательных аспектах. (ПВ)

Положительный аспект понимания:

Мидраш Теилим связывает НАХИЛОТ со словом НАХАЛОТ  = наследство. Два наследства получил Давид - царство в Этом Мире, и в Мире Грядущем, и сказал Давид: О двух этих наследствах НАХАЛОТ буду петь в сопровождении нахилот.

В славянском переводе также слово «О наследствующем».

Возможно понимание:

Наследник: в отрицательном аспекте - Авессалом

Наследники (мн.ч): Праведник и злодей, которые выбирая разные пути наследуют разные уделы.

Также Наследник в положительном аспекте это Мессия-Машиах: а во множественном числе все верные Богу наследники и сыновья Всевышнего через Мессию Царя.

9 И произведу от Иакова семя, и от Иуды наследника гор Моих, и наследуют это избранные Мои, и рабы Мои будут жить там. (Ис.65:9)

37 Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего.

38 Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его.

39 И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили.

40 Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями?

41 Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои. (Матф.21:37-41)

16 Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы - дети Божии.

17 А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться.

(Рим.8:16,17)

7 Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа. (Гал.4:7)

Кто же это на­следствующий? Церковь и все члены ее; о ней говорит Павел: обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою (2Кор.11:2);

… Исследуем и время, когда мы должны получить такое наследство. Это время не настоящее, а будущее, или лучше, и настоящее и будущее: говорит Господь, ищите царствия Божия, и это всё приложится вам (Лк.12:31) и полное наследство получится тогда. Здесь мы находимся еще в состоянии несовершенном, то по­добно мирским законодателям, которые вручают отцовское имущество уже совершеннолетним наследникам, поступает и Бог с нами. Когда мы достигнем зрелости мужа и в меру полного возраста и переселимся в жизнь нетленную, тогда Он и вручит нам это наследство. Между тем Он сделал рас­поряжение и здесь, оставил нам письменное удостоверение и сказал, что мы должны делать, дабы получить наследство, дабы не потерять и не лишиться его. …. Посмотрим теперь, каково это наследство. Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку (1Кор. 2:9). (Златоуст)

В отрицательном аспекте понимания слова НЕХИЛОТ:

Абену Ай и Мецудат Давид понимают НЕХИЛОТ как слово НЕХИЛ = рой. Т.е.  звучание музыкального инструмента напоминало пчелиное жужжание.

Но более уместное понимание, это рой врагов, преследующих Давида.

10 Все народы окружили меня ….

11 обступили меня, окружили меня

12 окружили меня, как пчелы…  (Пс.117:10-12)

Мидраш Теилим считает, что в псалме говорится о врагах Давида среди Израиля - о Доеге и Ахитофеле.

5 Объяли меня муки смертные, и потоки беззакония (-ных) устрашили меня; (Пс.17:5; 2 Цар.22.5)

‎נַחַל‎
1. русло (реки или потока); 2. речка, ручей, поток;
3. долина; 4. яма, шахта, колодезь.

וְֽנַחֲלֵי בְלִיַּעַל = ВЕ-НАХАЛЕ ВЕЛИЯАЛ = ямы беззаконных, ямы велиара. Или же потоки беззаконных, войска ужасных (или по Таргуму «отряды виновных»)

Еврейское слово, переведенное как «духовые орудия», происходит от другого еврейского слова, означающего «сверлить» или «бурить», откуда и появляется значение «труба» или «флейта», поэтому данный псалом, очевидно, надлежало петь под аккомпанемент духовых инструментов  (Сперджен)

חָלִיל‎ = ХАЛИИЛ
гобой, свирель, флейта: духовой музыкальный инструмент;

חָלַל = ХАЛАЛ

B(ni): быть осквернённым, быть нечистым, быть в общем употреблении.

C(pi): 1. осквернять; 2. пользоваться;

3. поражать, прокалывать;

4. играть на свирели. D(pu): 1. прич. осквернённый; 2. прич. израненный. E(hi): 1. позволять осквернять; 2. начинать; 3. нарушать. F(ho): быть начатым.

 

 

5.2 Услышь, Господи, слова мои, уразумей помышления мои.

в7 Глаг0лы мо‰ внуши2, гDи, разумёй звaніе моE.

2. АМАРАЙ hААЗИНА АДОНАЙ, БИНА hАГИГИ.

אֲמָרַי הַאֲזִינָה יְהוָה בִּינָה הֲגִיגִי׃


 

Услышь слова… вникни в думу – когда у меня есть силы встать на молитву, выслушай ее, а когда нет, взгляни в сердце мое (Ялкут).

Когда страх и тревоги делают меня бессловесным и неспособным молиться, прими, Господи, помышления сердца моего (Раши, Мидраш)

  Три суть вещи, возбраняющие кому-либо услышану быть от другого, а именно:

1.Когда тот, у кого чего-либо просит кто, или не слышит гласа его, или,

2.Не разумеет силы прошения, или,

3.Не внимает ему, будучи занят чем-либо иным.

Бог аще и все слышит, и все разумеет, и присно внемлет, но иногда является

так, как бы не слышит, или не разумеет или не внемлет. «Не слышит» Бог молящегося, когда тот так развлекается мыслью, что и сам слов своих не понимает, или с такой холодностью молится, что молитва его взойти ввысь не может. «Не разумеет» Бог просящего, когда сей не знает, чего просит, или просит неполезного. «Не внемлет» Бог, когда молящийся, не достоин быть услышанным, тот, который без подобающего смирения, без должного упования, и иных потребных к тому добродетелей молится, а так же, кто грешен есть, и о покаянии не мыслит. Святый же пророк, наученный Духом Святым молиться, во-первых, просит Бога, да услышит молитву его - (Услышь, Господи, слова мои), во-вторых, да не отвергнет оную, в-третьих, да уразумеет (уразумей помышления мои) и вонмет (Внемли гласу вопля моего). (Архиепископ Ириней Псковский).

Второй глагол - БИНА. Это слово, написанное таким образом, почти всегда означает существительное с ударением на последнем слоге – «понимание». Здесь же явно ударение на первом слоге, и это повелительное наклонение глагола, означающее «пойми». (Дашевский)

Внуши – В УШИ, Внутрь - в УШИ. Т.е. Слова мои услышь.

Очень часто мы врываемся в присутствие Божье без должной подготовки и смирения. Мы должны бдительно следить за тем, чтобы поток наших размышлений не прерывался никогда, ибо именно этой водой приводится в движение жернова молитвы. Как высохший поток не может вращать колесо мельницы, так и молитва (Сперджен)

 

5.3 Внемли гласу вопля моего Царь мой и Бог мой! ибо я к Тебе молюсь.

г7 Вонми2 глaсу молeніz моегw2, цRю2 м0й и3 б9е м0й: ћкw къ тебЁ помолю1сz, гDи.

3. hАКШИВА ЛЕКОЛЬ ШАВЪИ МАЛЬКИ ВЕЛОhАЙ, КИ-ЭЛЕХА ЭТПАЛАЛЬ.

הַקְשִׁיבָה לְקוֹל שַׁוְעִי מַלְכִּי וֵאלֹהָי כִּי־אֵלֶיךָ אֶתְפַּלָּל׃

 

Действенность молитвы от четырех условий зависит:

1.красота, поэтичность и лаконичность речений;

2.соответствие внутреннего настроя произносимым словам;

3.отвержение в молитве, ненужного и второстепенного;

4.упование на Господа единого в прошении своем.

Четыре условия эти выведены иудейскими мудрецами из сего псалма:

Речения мои услышь; внемли умыслу моему; прислушайся к гласу вопля моего; когда Тебе молюсь.

Объяснение по третьему пункту «глас вопля» – это отвержение ненужного и второстепенного:

О ненужном не будет вознесения голоса и вопля, ибо вырывается он, когда душа человека свидетельствует, что ниспосланные страдания всякую Меру Суда превышают, и невыносимы для него. (А. Эскин)

Хайм Виталь дает такое простое объяснение. Он уточняет, что же такое «вопль». Обычно это представляется, как обращение с вопиющей проблемой, но он не особенно противореча этому пониманию, объясняет так, что вопль – это обращение за справедливостью в ситуации, когда рационально можно понять, что человека обидели незаслуженно, и когда даже земной царь способен принять справедливое решение. Здесь он как раз обращается ко Всевышнему с таким делом, с каким обычно обращаются к царю. (Дашевский)

«Царь мой и Бог мой!» Обратите внимание на дважды употребленное местоимение «мой». Это ядро молитвы. В нем заключается основной аргумент, почему Бог должен ответить на молитву: потому что Он — наш Царь и наш Бог. Мы не чужие Богу; Он — наш Царь. Долг царя — выслушивать прошения своих подданных. Мы не чужие Богу; мы поклоняемся Ему, и Он — наш Бог. Он принадлежит нам согласно завету, обещанию, клятве и жертвенной Крови. (Сперджен)

Если мы воцаряем Бога в своем сердце и предаем ему свою жизнь и волю и слушаем его голос и исполняем его, то имеем дерзновение просить Его как нашего Царя и покровителя находясь перед Ним. Мы под Его защитой и опекой, как и каждый подданный у земных царей. (ПВ)

Зачем Давид употребляет два Имени - Царь и Бог? Здесь возможен мессианский аспект этого Имени Божьего.

Царь Царей – Всевышний. Он есть и Искупитель и Спаситель. Но Искупление и Спасение через Мессию-Помазаника, через Царя – Сына Человеческого – Сына Божьего. Он пришел родившись от Девы Марии во дни Ирода. Он Искупление верных – народа Божьего. Слово Божие – Премудрость Божия – Живая Тора – стало плотью.

1 В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. (Иоан.1:1)

14 И Слово стало плотию, и обитало с нами, … (Иоан.1:14)

Человек Йешуа – Спасение Божие, и Он есть Царь Машиах. К Нему, воплощенному Слову Всевышнего, обращается Давид. (ПВ)

       

5.4 Господи! рано услышь голос мой, — рано предстану пред Тобою, и буду ожидать,

д7 Заyтра ўслhши глaсъ м0й: заyтра предстaну ти2, и3 ќзриши мS:     

4. АДОНАЙ, БОКЕР ТИШМА КОЛИ, БОКЕР ЭЭРОХ-ЛЕХА ВААЦАПЭ.

יְהוָה בֹּקֶר תִּשְׁמַע קוֹלִי בֹּקֶר אֶעֱרָךְ־לְךָ וַאֲצַפֶּה׃

 

 

Начиная день с молитвы, молящийся показывает, что для него обращение к Богу важнее дневных дел и занятий, и надеется быть услышенным (Мецудат Давид).

Два раза сказано БОКЕР = утро. Это вызывает потребность как-то это объяснить. Есть такое любопытное объяснение, что Давид каждое утро обращается с просьбой. Обычно, когда обращаются к человеку, и он выполнил просьбу, то второй раз не так уж просто обратиться, а здесь получается, что ко Всевышнему он обращается с просьбой каждое утро, даже после того, как его просьба уже выполнена. Почему? Потому что, когда обращаются с просьбой к человеку и он дал то, что просили, то у него уже этого не стало, у человека ограничены возможности, у него «убывает», а Всевышний не имеет такой ограниченности, и поэтому у Него можно «просить и просить – еще и еще».  (Дашевский)

Утром услышь голос мой… утром я предстаю перед тобой – каждый день следует стараться стать лучше, чем был прежде. Поэтому дважды сказано БОКЕР = утром. Сегодня утром я молюсь Тебе, как могу, таким, каков я есть, но завтра, я стану лучше, а потому и молитва моя будет лучше (Бельцер Ров).

Утренний псалом. Утренняя молитва –  наш  долг; мы больше всего подходим для молитвы, когда свежи, энергичны и спокойны, когда не испытываем ночной дремоты, восстановлены в силах, но еще не исполнены заботами о дневных делах. Именно в это время нам больше всего нужна молитва, если задуматься об опасностях и искушениях предстоящего дня, которые нас беспокоят. (М.Генри)

Утром приготовлюсь для Тебя... БОКЕР ЭЭРОХ = Утром приготовлю

עָרַךְ‎ = АРАХ

A(qal): 1. раскладывать, расставлять, ставить по рядам;
2. располагаться, выстраиваться;
3. приводить в порядок, приготовлять;
4. сравнивать; 5. оценивать. E(hi): оценивать, делать оценку.

Приготовлюсь для молитвы, как сказано в Бавли: Первые благочестивые размышляли в течение часа, чтобы подготовить сердца свои и молиться Отцу их небесному. (Брахот 30б).

Буду ожидать (узриши мя)  

צָפָה‎ = ЦАПА

A(qal): 1. сторожить, наблюдать, надзирать, подстерегать;

2. устраивать, располагать?; 3. расстилать?

C(pi): наблюдать, ожидать, стеречь.

А теперь перейдем ко второму вопросу. Не забываем ли мы ожидать ответа на молитвы? Как часто мы уподобляемся страусу, который откладывает яйца, но не высиживает их. Мы сеем, но не ждем жатвы. Можем ли мы рассчитывать, что Господь откроет врата небес и прольет дождем на нас Свои благословения, если мы не открываем врата ожидания и не ждем обещанного блага? Пусть же святое приготовление идет рука об руку с терпеливым ожиданием, и тогда ответ на наши молитвы не заставит себя долго ждать. (Сперджен)

   1 На стражу мою стал я и, стоя на башне, наблюдал (ВА-АЦАПЭ), чтобы узнать, что скажет Он во мне, и что мне отвечать по жалобе моей? (Авв.2:1)

 

 

5.5 ибо Ты Бог, не любящий беззакония; у Тебя не водворится злой;

є7 ћкw бGъ не хотsй беззак0ніz ты2 є3си2: не присели1тсz къ тебЁ лукaвнуzй,

5. КИ ЛО ЭЛЬ-ХАФЕЦ-РЭША АТА, ЛО ЕГУРЕХА РА.

כִּי לֹא אֵל־חָפֵץ רֶשַׁע אָתָּה לֹא יְגֻרְךָ רָע׃

 

М. Генри полагает цитируя доктора Хаммонда, что данное место подразумевает закон Моисея, который не позволял иноземцам, упорствовавшим в  идолопоклонстве, жить на земле Израиля.

Потому не божество желающий беззакония Ты...

Как рисуют Вишну Шиву и прочих идолов с отрубленными головами, или Зевса с Афродитой, прелюбодейных божков язычников. Наш Бог не таков. Он противник нечестия и не любит беззаконий и зла. (ПВ)

Бог желает не смерти нечестивого, но покаяния: (Фуксон)

Разве Я хочу смерти нечестивого? Только лишь возвращения нечестивого с пути его. И будет жить! (Иез. 33,11)

Не только Бог не любит злых, но и добрые страдающие от них не выносят общения с таковыми. Ни людям, ни Богу не нужен тот, кто остался закоснелым в своем зле. Да и как может злой остаться и вселиться (водворится) в Царство Божие и вечное, где нет ни печалей ни болезней ни воздыханий. Как любовь Божия может оставить злобную и корыстную душу в сонме святых, когда отделит добро от зла, овец от козлов? Как оставит среди агнцев, волка, который и там, в новом мире, будет завидовать, корыстничать, плести сети зла и делать революции. Даже там, такой, будет недоволен тем, что у него обитель поменьше, облачение не так бело, будет угнетать, причинять обиды, похищать и ненавидеть. Ради любви к верным Своим, Бог, отделит пшеницу от плевел. Ибо Ты Бог, не любящий беззакония; у Тебя не водворится злой. (ПВ).

«У Тебя не водворится злой». Бог не допустит грешника даже в самую тесную Свою обитель. Злой не водворится у Бога ни на земле, ни на небе. Как же мы глупы, если пытаемся одновременно принимать в своем доме двух врагов — Иисуса Христа и дьявола! Но не сомневайтесь: Христос не будет жить в гостиной нашего сердца, пока в погребах наших мыслей скрывается дьявол. (Сперджен)

Любящий Господь здесь: как же я могу допустить в свое сердце и тень злобы? Да умрет во мне совершенно всякая злоба, да умастится сердце мое благоуханием незлобия. Любовь Божия да побеждает тебя, злобный сатана. Злоба крайне убийственна для души и тела: палит, давит, мучит. Никто, связанный злобою, да не дерзнет приступить к престолу Бога любви. (Иоанн Кронштадский)

Если нет зла в Самом Создателе, то откуда берется оно? До тех пор пока природа наша в греховность стремится и в ней пребывает, воздействие Создателя – источника добра – нам злом одним кажется. Только зло все в нас самих и окрест – из-за нас самих. А лукавому худо от приходящего Свыше добра, как сове от света. (А. Эскин)

Злой = сатан и грешники. Не смогут устоять в свете, так как ярок и палящ свет правды для злодея лишенного света. (ПВ)

 

5.6 нечестивые не пребудут пред очами Твоими: Ты ненавидишь всех, делающих беззаконие.

ѕ7 нижE пребyдутъ беззакHнницы пред8 nчи1ма твои1ма: возненави1дэлъ є3си2 вс‰ дёлающыz беззак0ніе,

6. ЛО-ЙИТЪЯЦЕВУ hОЛЕЛИМ ЛЕНЭГЕД ЭНЭХА, САНЭТА КОЛЬ-ПОАЛЕ АВЕН.

לֹא־יִתְיַצְּבוּ הוֹלְלִים לְנֶגֶד עֵינֶיךָ שָׂנֵאתָ, כָּל־פֹּעֲלֵי אָוֶן׃

 

Мидраш (119,50) приводит в качестве примера - Доега и Ахитофеля: хотя Доег и Ахитофель детально изучали Тору, сердца их оставались злонамеренными. Ненавидишь Ты всех творящих несправедливость...

Таких, как Доег и Ахитофель, которые использовали свои познания в Торе, чтобы превращать правду в ложь (Мидраш 5,8).  (Фуксон)

Убьет грешника зло, и ненавидящие праведного виновны будут. (Пс. 33:22)

Мессианский аспект: Нечестивые не пребудут пред очами Твоими – в этих словах, как полагают, содержится пророчество о Иудеях, которые, пока  оставались верными закону Божьему, обыкновенно были удостаиваемы божественного покровительства. Напротив, как только являлись нарушителями, тотчас же праведно были отвергаемы Богом. (Евфимий Зигабен).

 

5.7 Ты погубишь говорящих ложь; кровожадного и коварного гнушается Господь.

з7 погуби1ши вс‰ глаг0лющыz лжY: мyжа кровeй и3 льсти1ва гнушaетсz гDь.

7. ТЕАБЭД ДОВЕРЭ ХАЗАВ, ИШ-ДАМИМ УМИРМА ЕТАЭВ АДОНАЙ.

תְּאַבֵּד דֹּבְרֵי כָזָב אִישׁ־דָּמִים וּמִרְמָה יְתָעֵב יְהוָה׃

 

Выражение «ИШ-ДАМИМ У-МИРМА» мудрецы связывают с двумя злостными врагами и преследователями Давида - Доэгом и Ахитофелем. Поэтому мидраш говорит, что весь этот псалом имеет в виду молитву, просьбу Давида избавить его именно от этих преследователей (Дашевский)

Идумянин Доэг – образ внешнего врага. Поглядывающего, следящего (ШОРЕРАЙ) – 9 стих и 22 псалом. Он увидел и донес Саулу. Он истребил священников. Это образ сатаны. И Ахитофел – он, образ врага из общества (Церкви). Он образ тех, кто не исполняет волю Божию, но извращает Тору для преследования и гонений людей Божьих. (ПВ)

Мидраш (5,9) указывает на Доега и Ахитофеля, которые лишены доли в Мире Грядущем (Сангедрин 90а). Также в этом мире Доег и Ахитофель не дожили до половины своих дней (Сангедрин 106б), как сказано:

Кровожадные и вероломные (коварные) не доживут до половины своих дней (Псалмы 55,24).

Мидраш (Берешит Раба 32,1) указывает на Доега и Ахитофеля:

Кровожадного - Доег убил священников из Ноба, Ахитофель предлагал Авшалому убить Давида;

Вероломного (коварного) - Доег посоветовал Шаулу забрать у Давида жену Михаль, дочь Шаула, а Ахитофель посоветовал Авшалому забрать наложниц Давида. (Фуксон)

Мидраш Раба Берешит 32:1 говорит: «Ты погубишь…. гнушается (презирает) Господь… Ибо они уже не живут и не подвергнутся суду (уже осуждены)». Т.е. они уже умерли – это смерть вторая, как и говорит нам Откровение:

Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая. (Откр.21:8)

Но Мидраш Раба Берешит задает вопрос от лица Давида:

Как они поступали, так ведь и я так поступал[1], какая разница между мной и ими? Но Ты смилостивился надо мной и сказал мне «И Господь снял грех твой – ты не умрешь» (2 Царств 12:13).

Т.е. Давид воспевает множество милости Всевышнего, Который милосердием Своим прощает кающегося и смиренного. И потому следующий стих псалма превозносит множество милосердия Всевышнего «А я по множеству милости…» (Пс. 5:8) (ПВ).

Жестокие люди. Кровожадного и коварного гнушается Господь, ибо бесчеловечность так же противоположна и в той же степени ненавидима Богом милости, которому нравится миловать. Писание говорит, что лжецы и убийцы особым образом похожи на дьявола и являются его детьми; и поэтому вполне логично, что Господь гнушается ими. (М.Генри)

 

 

5.8 А я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой, поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоем.

и7 Ѓзъ же мн0жествомъ млcти твоеS вни1ду въ д0мъ тв0й, поклоню1сz ко хрaму с™0му твоемY, въ стрaсэ твоeмъ.

8. ВААНИ БЕРОВ ХАСДЕХА АВО ВЕТЭХА, ЭШТАХАВЭ ЭЛЬ-hЕХАЛЬ-КОДШЕХА БЕЙИРЪАТЭХА.

וַאֲנִי בְּרֹב חַסְדְּךָ אָבוֹא בֵיתֶךָ אֶשְׁתַּחֲוֶה אֶל־הֵיכַל־קָדְשְׁךָ בְּיִרְאָתֶךָ׃

 

1 вариант понимания:

Я вхожу в святилище по великой милости Твоей, т.е Ты мне даешь эту возможность, хотя я этого не заслуживаю. Ведь Дом Божий – Обители Отца во Царствии Славы, а не только земное святилище. И в Обители Святых можно войти лишь по великой милости Всевышнего но не по своим заслугам.

2 вариант понимания:

Я вхожу в Шатер – в земное святилище для того, чтобы прославить и превознести Твои милости (из-за них я и пришел благодарить Тебя) которые были излиты на меня. (ПВ)

В православной традиции – с этого стиха до конца – входная молитва православных священников.

В иудейской традиции этот стих принято произносить при входе в синагогу. Сказал раби Йоси сын Ханины: Отсюда учим, что к молитве приступают только с трепетом… (ВТ Брахот 30б)

Перед тем как войти в дом молитвы… вострепещи, отступи от входа в молитвенный зал из-за переполняющего тебя трепета и сделай паузу – постой немного и скажи: А я по великой милости, войду в Дом Твой, склонюсь перед Твоим святилищем – в трепете перед Тобой, а затем входи. (Мишна брура, ч.1. гл. 46).

А также его используют для подсчета миньяна (собор десяти мужчин – минимальное число евреев при котором разрешена общественная молитва). Так как запрещено считать по головам, то существуют альтернативные варианты подсчета, которые разрешены. Наиболее распространенным является тот способ, произнести стих Писания из десяти слов. Можно использовать любой легко запоминающийся стих, в котором 10 слов. Например 9 стих из псалма 27 «Ошиа эт амэха уварэх эт нахалатэха, урэм вэнасэм ад аолам» «Спаси народ Свой и благослови наследие Свое, и паси их, и возноси их вовеки». Или этот стих который еще читают и входя в синагогу: ваани бэров хасдэха аво ветэха эштахавэ эль эхаль кодшеха бэиратэха (Пс. 5,8) «А я по великой милости Твоей приду в дом Твой, поклонюсь храму святому Твоему в трепете пред Тобой». (ПВ)

Дом Божий – есть Церковь святая на земле, открывающая вход в Царство Небесное, в которое Пророк являет вход не по своим трудам и делам, но по множеству милости Божией. Поклонение храму святому есть поклонение Пречистому Телу Христову, на что Сам Он указывал (см. Ин. 2, 21) (Афанасий, Златоуст).

А я, по великой милости Твоей, вхожу в Дом Твой - молиться Богу следует не только тогда, когда человека настигает беда. Наоборот, когда он в полном благополучии, нужно воздать Всевышнему хвалу за это. (hаДраш веhайун).

В духовном и аскетическом смысле вниду в дом Твой, т.е в небесный Иерусалим.

Также мессианско-евхарестический аспект этого стиха:

Тело Христово есть храм Божества. Ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно. (Кол.2.9). Мессия Храм Всевышнего. В Евхаристическом смысле, мы в страхе Божием и в благоговении должны приступать к Животворящим тайнам Господним к Телу и Крови Его, которые преподаются нам в собрании верных – в Церкви. (ПВ)

 

 

5.9 Господи! путеводи меня в правде Твоей, ради врагов моих; уровняй предо мною путь Твой.

f7 ГDи, настaви мS прaвдою твоeю, вр†гъ мои1хъ рaди и3спрaви пред8 тоб0ю пyть м0й.

9. АДОНАЙ НЕХЭНИ ВЕЦИДКАТЭХА ЛЕМААН ШОРЕРАЙ, hАЙШАР ЛЕФАНАЙ ДАРКЭХА.

יְהוָה נְחֵנִי בְצִדְקָתֶךָ לְמַעַן שׁוֹרְרָי הוֹשַׁר (הַיְשַׁר) לְפָנַי דַּרְכֶּךָ׃

 

 

А когда выходят из дома молитвы, произносят: Господи направь меня (настави мя)…. Кланяются и выходят (Шульхан арух гл 132)

ШОРЕРИМ – один из синонимов слова «враги», при этом встречается исключительно во множественном числе и только в книге Теhилим. (Ковсан)

Стихи 8-13. В этих стихах Давид характеризует себя, своих врагов, весь народ Божий и молится о каждой группе. «Господи! путеводи меня в правде Твоей, ради врагов моих» - «ради тех, которые следят за мной (ШОРЕРАЙ), которые наблюдают за моими ошибками и ищут повода выступить против меня». Здесь обратите внимание на то, как Давид использовал злобность своих врагов. Чем энергичнее они следили за его ошибками, чтобы в дальнейшем можно было его обвинить в чем-то, тем осторожнее он был, избегая греха  и  всех его проявлений, и тем настойчивее он продвигался по Божьему пути и в исполнении долга. Таким образом благодаря мудрости и благодати из зла может получиться добро. (М.Генри)

Руководи меня Ты Сам, Господи; я имею нужду в Твоем наставлении. Поэтому и священник делает входное моление перед литургией, в знак смирения пред правдою Божиею, как грешник, недостойный входа в Дом Божий и стояния у престола. С таким чувствованием надлежит всем входить и пребывать в Церкви Христовой (Святоотеческий).

Просит пророк Господа: исправи убо путь мой пред Тобой, сотвори да хожу путем непорочным, имея присно пред очами Тебя, Бога моего. Сие же сотвори (враг моих ради), да избегну наветов и козней их. Так молится пророк, чтобы показать, насколько потребна нам Божия помощь, исправляющая и покрывающая, предшествующая и совозследствующая людям, по причине множества врагов, наветующих нам и тщащихся привлечь нас ко грехам. Нарицает врагами всех тех, кои препинают нам путь спасения, (Ириней Псковский).

Ради врагов моих. Многие, говорит, восстали на меня враги, желая отклонить меня от этого пути, ввести в заблуждение и вывести на другой путь. При таких злоумышлениях, при таких соблазнах, руководи Ты меня Сам; я имею нужду в Твоей помощи. (Иоанн Златоуст).

Также в этом стихе присутствует кри ухтив.

Ктив: hУШАР = выпрямлен. Видимо это страдательная форма, или повествовательное наклонение.

Кри: hАЙШАР = выпрями. Просьба, повелительное наклонение.

Приводят от имени книги Охел Моэд, которая объясняет кри и ктив и другие изменения в Письменной Торе. Вкратце содержание объяснение такое.

Давид молился ради смотрящих на него, чтобы Господь, да будет благословен Он, вёл Его справедливостью и милосердием. Чтобы не сказали глядящие= ШОРЕРАЙ[2]: «ведь Давид слуга Всевышнего и несмотря на это многи его беды». И скажут что (не дай Бог!): «пусть Господа не прямой». И это имеет в виду псалмопевец. Сказал Давид: для меня – нет никаких вопросов. Ибо выпрямлен = hУШАР передо мной Твой путь. Это – со стороны меня самого, даже если я буду истаивать в бедах и скорбях моих, (не дай Бог). Но выпрями = hАЙШАР передо мной путь Твой, ради смотрящих, чтобы не были осквернены Твои праведные суды из-за меня и наказан праведник. Для других (ШОРЕРАЙ = наблюдающих) – не хорошо это. Т.е. Давид просит, чтобы и для других он был прям. Чтобы не сказали что вот Давид слуга Бога, а так многи его беды. (Мойше Ротмистрский)

И если добавить, то не только ради простого народа наблюдающего (шорерай) за жизнью царя должен быть «выпрямлен» жизненный путь Давида, но и ради врагов наблюдающих и следящих (шорерай) за Давидом. Так как видя беды Давида, враги могли ожесточится и посчитать себя правыми в своем преследовании Давида. И ради этого просьба: «выправи путь Твой предо мной», что бы не коснели враги в своем заблуждении и зле, и чтобы не соблазнялся простой народ. (ПВ)

Также толкует и р. Дашевский.

Давид говорит: «спрями дорогу - hА-ЙЕШЕР», а написано «hУША = выпрямлен». В чем же здесь причина разницы? Есть похожие вещи и в Торе. Основной базовый уровень это то, как читается – «спрями», покажи мне прямоту этой дороги. То, как написано (без огласовки) можно прочесть таким образом, что Давид говорит: «Эта дорога в моих глазах все равно прямая, даже если будет происходить нечто, что у людей вызывает растерянность, потому что они могут думать, что такой праведник, а его наказывают. Так вот, веди меня по такой дороге, чтобы людям было видно, что это Твоя справедливость».

Это та проблема, которая мучила Моше. Когда я вижу, что злодей наказан, а праведник благоденствует, получает награду, то я понимаю, что это справедливо. Если же я вижу, что злодей благоденствует, а праведник наказан, то у меня возникает страшное сомнение в Божественной справедливости, что очень опасно для нормального среднего человека. Поэтому Давид как бы говорит: Я-то знаю, что Твоя дорога пряма, и как бы там ни было, я всегда припишу неприятности, которые на меня, не дай Бог, свалятся, тому, что это полагается по Божественному справедливому руководству и замыслу. Но другие люди могут на этом споткнуться. То есть, так же, как поучительно и полезно видеть наказание злодеев, точно так же очень опасно и вредно для простого человека видеть наказание праведника. (р. Дашевский)

В книге же «Тефилот Йисраэль» сказано: Давид говорит, что у него нет вопросов, даже если умножатся его беды, потому что путь Всевышнего уже прям (выправлен) перед ним.

Также возможно сказать о пути как объяснил Раши (в главе Ноах) в слове «hАЙЦЕ = выведи с собой». Написано hОЦЕ[3]. Скажи им, чтобы вышли = hОЦЕ - если они не хотят выходить - ты их выведи. Так же здесь, имеется в виду «выпрями передо мной путь Твой» то есть скажи, какой путь прямой для меня, чтобы идти по нему. А если я не захочу выпрямить мой путь - Ты выпрями передо мной путь Твой против моей воли. («Иттур Соферим») (Мойше Ротмистрский)

Ктив – hУШАР = выровнен.  Это повествовательное наклонение – «выровнена передо мной Твоя дорога».

Кри – hЕЙШАР = выровняй. Это повелительное наклонение (выражает просьбу): «Выровняй передо мной дорогу Твою». В Теилим и пророках кри и ктив указывают часто на настоящее и будущее: настоящее – «выровняй», а будущее – «уже ровная дорога моя». Как и объясняет комментарий «Даат Микра». (р. Зеев Мешков).

Также есть и аскетическо-нравственный аспект этого стиха. У Исайи сказано:

3 Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему;

4 всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими; (Ис.40:3,4)

Эти же слова приведены в отношения Иоанна Крестителя который требовал изменения жизни (уравнивание пути) от пришедших крестится для прощения грехов. Для чего? Что бы Бог Духом Святым мог войти по выровненной дороге в сердца народа Своего.

2 вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою.

3 Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему.

4 Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов. (Мар.1:2-4)

Сровняв кочки и засыпав ямы человек преуготовляет себя для Царя, который должен въехать по гладкой дороге в свое Царство. Покаяние, это первое условие Царства Божьего. И вот когда Царь займет свой трон в верующем сердце, тогда и мы имеем дерзновение просить Его о помощи и защите. Тогда мы можем его просить о том чтобы Он выровнил, уровнял нашу дорогу.

9 Господи! путеводи меня в правде Твоей, ради врагов моих; уровняй предо мною путь Твой. (Пс.5:9)

Ведь тот кто желает жить благочестиво всегда гоним.  Это создает большие трудности и проблемы от тех, кто вне Царства Его. Но Царь заботится о Своих верных подданных, и уравнивает пред ними путь Свой. Если Он посылает с поручением своего раба, то и Он обеспечит ему безопасность и подаст Свою помощь.

20 Много скорбей у праведного, и от всех их избавит его Господь. (Пс.33:20)

Он Царь наш, если Царство Его внутри нас есть. Его сила и Его помощь с нами если мы верны Ему.

Также этот стих может быть сказан как благословение и благодарение Творца за свышнее водительство и наставление, и помощь в прохождении путями Правды Его.

Благословен Ты Господь Бог путеводящий меня в правде твоей и уравнивающий предо мной путь Твой. (ПВ)

Барух ата Ашем, hа-нохе оти бе-цидкатеха hа-мейашер лефанай даркеха.

 

 

 

5.10 Ибо нет в устах их истины: сердце их — пагуба (нутро их – козни), гортань их — открытый гроб, языком своим льстят. (скользят,  лощат) 

‹ Ћкw нёсть во ўстёхъ и4хъ и4стины, сeрдце и4хъ сyетно, гр0бъ tвeрстъ гортaнь и4хъ, љзы6ки свои1ми льщaху.

10. КИ ЭН БЕФИhУ НЕХОНА КИРБАМ hАВОТ, КЭВЕР-ПАТУАХ ГЕРОНАМ ЛЕШОНАМ ЯХАЛИКУН.

    כִּי אֵין בְּפִיהוּ נְכוֹנָה קִרְבָּם הַוּוֹת קֶבֶר־פָּתוּחַ גְּרוֹנָם לְשׁוֹנָם יַחֲלִיקוּן׃

 

 

И здесь упомянуты четыре органа человеческого тела: рот, нутро, горло и язык.  (Дашевский)

Равин И. Полищук приводит пример из книги р. Йоны «Шаарей Тшува» (в русском переводе – «Как вернуть утерянное»). В третьей главе этой книги есть градация грехов по уровням тяжести. Самый тяжкий уровень – это четыре группы грехов, совершающие которые недостойны присутствия Шехины. Это группа из четырех видов: 

1. «Злоязычные и клеветники» – люди, привычные к злословию (БААЛЕЙ ЛАШОН А-РА = обладатели, хозяин, - злого языка);

2. «Лжецы – любители лжи» – те, кто привычны к обману;

3. «Насмешники» – те, кто любит насмехаться над другими;

4. «Лицемеры», то есть те, кто поощряет и хвалит злодеев;

Все эти четыре категории самых страшных грехов, по сути, объединяет одно – они совершаются речью, это – грех языка.

Враги речами прельщают (лесть и ложь).  А за этим – предательство и могила открытая. Их нутро могиле открытой подобно. А нутро – «КЕРЕВ» – с могилой – «КЕВЕР» – однобуквенные. (А. Эскин)

С иврита буквально: Нутро их – козни. Синодальный перевод: Сердце их – пагуба. В славянском: Сердце их суетно. Суета – бесполезное действие, не приносящее пользы. Суетно сердце, когда все оно живет только земным, преходящим и не имеет попечение о вечном. Если в сердце зло и дух нечистоты – мы зловонный гроб. Если Дух Божий – мы ковчег Святыни Божией. (ПВ).

Они языком своим льстят, чтобы скрыть свою злобность и достичь цели  с большей уверенностью. Каждый раз, когда они притворяются в религиозности  и  дружбе – двух святых вещах, – они лгут. Сердце их — пагуба, они кровожадны. Они ненасытимы, как преисподняя, которая никогда не скажет: «Довольно» (Прит. 30:15,16)[4]. Этот же стих цитируется в Послании к Римлянам, чтобы показать  общую порочность всего человечества, ибо по своей природе все люди склонны к злобности (Рим.3:13) (М. Генри)

Шорерай = наблюдающие, смотрящие – ненасытны, завистливы. Они желают проглотить больше чем могут вместить – их горло – открытая могила. Смотрят с враждой, с злобой и завистью и желанием поглотить. Смотрят с враждой, с злобой и завистью и желанием поглотить.

… Земля, которая не насыщается водою, и огонь, который не говорит: "довольно!" (Прит.30:15,16)

Земля которая не насыщается водой – человек, адам = земля без Духа Божьего, без Воды Живой. И таковой, желает насытить себя славой, богатством, наслаждениями. Он потребитель, он завистник желающий, приобретающий, но ненасытимый. (ПВ)

Горло их – открытый гроб. Будем же, увещеваю вас, отгонять от себя таких людей. Если мертвые тела мы погребаем вне города, то тем больше нужно отгонять куда-нибудь далеко произнося­щих мертвые и срамные слова и не желающих скрывать их, потому что такие уста – зараза для целого города. (Иоанн Златоуст).

В аскетическом аспекте ШОРЕРАЙ = следящие за нами враги, это нечистые духи – падшие ангелы. Они клеветники, как и предводитель их – сатана, который будет низвержен. Так как написано: низвержен клеветник братий наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь. (Откр.12:10). Они – эти невидимые ШОРЕРАЙ с льстивые человеконенавистники достойны осуждения и огонь вечный уготован им, как и сказал Спаситель, огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: (Мф.25:41). Они искони, от начала, ненавидят человека. Диавол…. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи. (Ин. 8:44) И поэтому достойны осуждения БААЛЕЙ ЛАШОН А-РА – клеветники и коварные льстецы, и о них молитва следующего стиха «осуди их Боже» (ПВ).

 

 

5.11 Осуди их, Боже, да падут они от замыслов своих; по множеству нечестия их, отвергни их, ибо они возмутились против Тебя.

а7i Суди2 и5мъ, б9е, да tпадyтъ t мhслей свои1хъ: по мн0жеству нечeстіz и4хъ и3зри1ни |, ћкw преwгорчи1ша тS, гDи.

11. hАШИМЭ¢М ЭЛОhИ¢М, ЙИПЕЛУ¢ МИМОАЦОТЕhЭ¢М, БЕРО¢В ПИШЪЭhЭ¢М hАДИХЭ¢МО, КИ-МА¢РУ ВАХ.

הַאֲשִׁימֵם אֱלֹהִים יִפְּלוּ מִמֹּעֲצוֹתֵיהֶם בְּרֹב פִּשְׁעֵיהֶם הַדִּיחֵמוֹ כִּי־מָרוּ בָךְ׃

 

Людям с излишне утонченной натурой эти слова всегда казались безжалостными и резали ухо. «Это слова ненависти и мщения», — говорят они. Не будем, однако, забывать, что все эти фразы можно истолковать как пророчества, а не как желания Давида. (Сперджен)

Осуди их, Боже, да падут они от замыслов своих -  молиться, чтобы не преуспевали злые дела их (о врагах видимых), зна­чит – молиться об их же пользе. (Златоуст)

Они (ШОРЕРАЙ = следящие, посматривающие) легко могут пасть от замыслов  своих; те планы, которыми  они собираются защищаться и причинять вред другим, посредством господствующего провидения Божьего могут превратиться в средства их собственной погибели как и написано в других псалмах (Пс.7:15;9:16).  (М.Генри)

15 Вот, [нечестивый] зачал неправду, был чреват злобою и родил себе ложь;

16 рыл ров, и выкопал его, и упал в яму, которую приготовил:

17 злоба его обратится на его голову, и злодейство его упадет на его темя. (Пс.7:15-17)

16 Обрушились народы в яму, которую выкопали; в сети, которую скрыли они, запуталась нога их. (Пс.9:16)

Гибель врагов молитвенно испрашивается Давидом не только для наказания беззаконников, но и для укрепления веры (упования) в праведниках, когда последние, видя гибель всех предприятий врагов, будут хвалить Бога, как единственного защитника и покровителя о чем и говорит следующий стих. (Лопухин)

 

 

5.12 И возрадуются все уповающие (ищущие убежища) на Тебя, вечно будут ликовать, и Ты будешь покровительствовать им; и будут хвалиться Тобою любящие имя Твое.

в7i И# да возвеселsтсz вси2 ўповaющіи на тS, во вёкъ возрaдуютсz, и3 всели1шисz въ ни1хъ: и3 похвaлzтсz њ тебЁ лю1бzщіи и4мz твоE.

12. ВЕЙИСМЕХУ ХОЛЬ-ХОСЕ ВАХ ЛЕОЛАМ ЕРАНЭНУ, ВЕТАСЭХ АЛЕМО, ВЕЯЛЕЦУ ВЕХА ОhАВЭ ШЕМЭХА.

וְיִשְׂמְחוּ כָל־חוֹסֵי בָךְ לְעוֹלָם יְרַנֵּנוּ וְתָסֵךְ עָלֵימוֹ וְיַעְלְצוּ בְךָ אֹהֲבֵי שְׁמֶךָ׃

 

Гемара рассказывает (Сота 31а): Два ученика пришли к Рава. Один из них сказал: Случилось, что услышал я во сне - Как велико благо, которое хранишь Ты для боящихся Тебя (Пс. 31,20). Другой сказал: Случилось, что услышал я во сне - И возвеселятся все полагающиеся на Тебя, вечно будут петь Тебе... и возрадуются Тебе любящие имя Твое (Пс. 5,12). Сказал им Рава: Оба вы - истинные праведники, но один - по любви, а другой - из-за страха. (Фуксон).

18 В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви.

19 Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас. (1Иоан. 4:18,19)

И да возрадуются все уповающие на тебя (как пожелание и молитва).

Давайте же научимся у Давида молиться не только о себе, но и о других; молиться обо всех людях, которые уповают на Бога, любят Его Имя, хотя мы не всегда думаем о них или интересуемся ими. Пусть все имеющие право на Божье  обетование имеют место в наших молитвах. Да пребудет благодать со всеми, кто искренне любит Христа. Это совпадает с желанием Бога. (М.Генри)

Вот плод молитвы: и те делаются лучшими и отстают от пороков, и другие получают великое удовольствие, видя их перемену. Этой радостью о Боге можно только хвалиться, и радоваться, и восхищаться. Ибо она не нарушается никакими обстоятельствами, но еще более возвышается от препятствий. А кто хвалится вещами житейскими – тот подобен веселящемуся во сне (Златоуст).

Славянский перевод: Вселишися в них – ибо говорит Писание:

вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом» (1Кор. 6,16).

Ибо придут и Сам Он, и Отец Его, и обитель у него сотворят. (св. Афанасий Великий).

Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим. (Иоан.14:23).

Синодальный перевод «будешь покровом», «будешь покровительствовать». Так как ХОЛЬ ХОСЕ = все ищущие убежища, получат покровительство и защиту.

Будут хвалиться Тобою любящие Имя Твое ….

Хвалящийся хвались о Господе (2Кор. 10,17).

Так говорит Господь: да не хвалится опытный опытом своим, да не хвалится сильный силою своею, да не хвалится богатый богатством своим.

Хвалящийся хвались тем, что разумеет и знает Меня, что Я - Господь, творящий милость, суд и правду на земле; ибо только это благоугодно Мне, говорит Господь. (Иер.9:24)

 

 

5.13 Ибо Ты благословляешь праведника, Господи; благоволением, как щитом, венчаешь его.

г7i Ћкw ты2 блгcви1ши првdника, гDи, ћкw nрyжіемъ бlговолeніz вэнчaлъ є3си2 нaсъ.

13. КИ-АТА ТЕВАРЭХ ЦАДИК, АДОНАЙ, КАЦИНА РАЦОН ТААТЕРЭНУ.

    כִּי־אַתָּה תְּבָרֵךְ צַדִּיק יְהוָה; כַּצִּנָּה, רָצוֹן תַּעְטְרֶנּוּ׃

 

Драш: Праведник через коэнов получали Божественное благословение, где есть три части. В первой части три слова, во второй - пять слов, в третьей - семь слов. И это благословение как бы закрывает с трех сторон. Начало этого благословения коhенов: ЙЕВАРЭХА hА-ШЕМ ВЕ-ЙИШМЕРЕХА – благословит тебя Всевышний и будет хранить тебя. Как и в этом псалме. КИ АТА ТЕВАРЭХ ЦАДИК – ибо Ты благословляешь праведника. (иуд. Комментарий)

Но не всегда через священника осуществится благословение, если благословляемый тот ШОРЕРАЙ = следящий посматривающий, завистник и злодей, гонитель правды и уповающий на все кроме Бога, и не имеющий любви к Нему. И если священник лицемерный человекоугодник оправдывающий зло и одобряющий беззаконие.

Я пошлю на вас проклятие и прокляну ваши благословения, и уже проклинаю, потому что вы не хотите приложить к тому сердца. … вы уклонились от пути сего, для многих послужили соблазном в законе… так как вы не соблюдаете путей Моих, лицеприятствуете в делах закона. (Мал.2:2)

Ведь только Бог Правды благословляет. Ибо Ты благословляешь праведника, Господи. Как говорит Иоанн Златоуст: «Какой вред от того, что люди и вся вселенная презирают праведника, а Владыка ангелов, (как и говорит ибо Ты), восхваляет его и прославляет? Точно также нет никакой пользы от того, если бы все, живущие на суше и на море, прославляли, а Он не благословлял. Поэтому, будем всегда стремится к тому, чтобы Он нас прославил, чтобы Он нас увенчал». И что для этого необходимо? Нужно уповать на Него и любить Имя Его. (ПВ)

В Еврейском лексиконе Стронга: ЦИНА - большой щит, полностью прикрывающий воина.

Как объясняют комментаторы, слово ЦИНА обозначает название щита, который закрывает человека с трех сторон. (Зеев Дашевский)

Праведник — тот, кто уповает на правду Божию, и если добавить то это тот, кто подражает правде Божией.

Милость Божия – окружит праведника = ЦАДИКа большим щитом, чтобы ни одна из стрел лукавого не попала в него.

Когда этот щит появляется? Тогда, когда человек становится праведником через веру Богу и упование на Него. Ведь сказал Давид: Возрадуются все уповающие на Тебя… и любящие Имя Твое. (Пс. 5:12). И сказано нам: Паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого (Еф.6:16). Его, этот щит дает нам в благословение Всевышний. (ПВ)

Есть притча о зашедших в трактир. Один только хлеб и воду взял себе, а другой начал осмеивать его: ведь здесь можно брать безотказно, столько, сколько можешь съесть - (нутро их гроб).  Первый рассчитался без труда и пошел себе, а другой расплатиться не сумел, за что и понес наказание. Так Творец праведника благословляет, а ненасытных злонравных – в преисподнюю – принижает, отторгая от Мира Грядущего Своего. (Эскин)

В одном Давид был уверен: Бог благословляет праведника. Нам нужно иметь не меньшую уверенность. Многие источники, в которых мы искали безопасность и уверенность, подвели нас. Но есть в жизни одно, что несомненно: Бог благословляет праведника.

Благословение Господа приносит с собой также Его защиту. Давид говорит: «Благоволением, как щитом, венчаешь = окружаешь его (праведника)». Божье благоволение - к праведным. Когда мы культивируем Его праведность, Его благоволение окружает нас со всех сторон как щит. Оно ограждает нас от ударов …  Оно встает между нами и силами зла, которые хотят погубить нас - силами, слишком могущественными и коварными, чтобы мы сопротивлялись им своей собственной крепостью или мудростью. У нас нет защиты от этих сил, кроме невидимого, но и непроницаемого щита - благоволения Господа.

В свете этих неизменных законов, управляющих нашей жизнью, нам нужно пересмотреть свои приоритеты. Праведность дает лучшие - и более долгосрочные - дивиденды, чем одаренность, прагматизм или своекорыстие. Ведь сказано:

Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф. 6:33). (Д.Принс)

 

[1] Ведь сам Давид, отнявший Бат Шеву у мужа и пославший его на смерть, совершил, подобно своим недругам (коварные и кровожадные Доэг и Ахитофел), одновременно и разврат с вероломством и кровопролитие.

[2] В контексте этого комментария ШОРЕРАЙ = глядящие, здесь просто народ, который наблюдает за жизнью царя-праведника. Т.е наблюдающие за жизнью известного человека, над которым особенный промысел Творца (ПВ).

[3] Слово hАЙЦЕ = выведи образовано по модели цельных глаголов, подобно hА-ЙШЕАР = выпрями предо мной дорогу Твою (Пс.5:9) (Ибн Эзра на Берейшит)

[4] У ненасытимости две дочери: "давай, давай!" Вот три ненасытимых, и четыре, которые не скажут: "довольно!"

Преисподняя и утроба бесплодная, земля, которая не насыщается водою, и огонь, который не говорит: "довольно!" (Прит.30:15,16)


Назад к списку