От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их! (Ос.13:14) - 11 Псалом Давида - объяснение (Видео)
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Новости


Объявления

О Царстве Божием
счетчик посещений

11 Псалом Давида - объяснение (Видео)

конспект урока: комментарий на 11 псалом в формате PDF

АУДИОВЕРСИЯ МР3

Псалом 11

 

Эту главу можно условно разделить на две части: 1. описание деяний злодеев (ст. 2-5); 2. описание деяний Господа (ст. 6-9). (Ковсан)

Или как озаглавил в своем комментарии Макдональд – несовершенство слов людей и чистота Слова Божьего.

 

11.1 Начальнику хора. На восьмиструнном. Псалом Давида.

а7 Въ конeцъ, њ nсмёй, pал0мъ дв7ду, №i.

1. ЛАМНАЦЭЯХ АЛЬ-hАШЕМИНИТ, МИЗМОР ЛЕДАВИД.

В конец: О конце дней. Когда грядет день восьмой – мир грядущий Олам аБа, под славой Избавителя и Спасителя Царя Машиаха.

 

11.2 Спаси, Господи, ибо не стало праведного, ибо нет верных между сынами человеческими.

в7 Сп7си1 мz, гDи, ћкw њскудЁ прпdбный: ћкw ўмaлишасz и4стины t сынHвъ человёческихъ.

2. hОШИА АДОНАЙ КИ-ГАМАР ХАСИД, КИ-ФАСУ ЭМУНИМ МИБЕНЭ АДАМ.

Буквально: Очевидно, Давид в этот момент думал о Доике идумянине, о людях из Зифа[1] и Кеиля, а возможно, вспомнил и убитых Доиком священников и многочисленных изгнанников, собравшихся вокруг него в пещере Одоллам. Вероятно, он размышлял о том, что станется с Израилем теперь, когда он лишился основания, состоящего из благочестивых и верных людей. (Сперджен).

Праведен - кто хранит правду в отношении к людям;

Преподобен - благочестивый в отношении к Богу;

Здесь пророк молится: чтоб ему избегнуть от преобладания злых людей. Преподоб­ных, говорит, не стало вовсе;

Умалилась Истина - некоторые еще остались у людей. Но  люди говорят одну ложь в большом и главном, а истину в весьма ничтожном и малом предмете. Это свойство лжецов и лицемеров.

 

11.3 Ложь говорит каждый своему ближнему; уста льстивы, говорят от сердца притворного.

г7 Сyєтнаz глаг0ла кjйждо ко и4скреннему своемY: ўстнЁ льсти6выz въ сeрдцы, и3 въ сeрдцы глаг0лаша ѕл†z.

3. ШАВ ЕДАБЕРУ ИШ ЭТ-РЕЭhУ, СЕФАТ ХАЛАКОТ БЕЛЕВ ВАЛЕВ ЕДАБЭРУ.

Ложь (ШАВ) – лжец повинен не только в явных разновидностях лжи, но также во лжи „невинной“, в полуправде, в приукрашивании истины и пустых обещаниях.

Уста льстивы – нужных людей осыпают неискренними комплиментами. Похвала отличается от лести; в лесть она превращается только тогда, когда человеку приписываются достоинства, которыми он явно не обладает. И за лестью обычно стоят какие-то корыстные, эгоистичные интересы.

От сердца притворного – (БЭЛЕВ ВАЛЕВ = двояким сердцем), эти люди думают одно, а говорят совсем другое. Таковые скрывают свою двуличную сущность и плетут интриги. (Макдоналд)

Они устами своими изрекают то, чего нет в сердце, и это есть ШАВ = ложное,  напрасное. (Радак)

Как печально, когда в моду входит ложь. «Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит тот кукушку» — гласит мудрое присловье. Превознеси меня до небес, и я превознесу тебя. Честному человеку противны пустые комплименты и слова ласкательства; он знает, что, принимая их, ему придется платить той же монетой, но и то, и другое ему ненавистно. Эти «дружеские векселя» больше всего любят те, кто ничего собой не представляет. Ужасны те времена, когда каждый льстит своему брату и заискивает перед ним. Пусто сердце того, кто надмевает сердце брата. Если человек открыто льстит, он показывает лишь одну часть своего естества, в то время как в других уголках сердца таится презрение или намерение обмануть. Лесть — это вывеска на таверне, хозяин которой — притворство. (Сперджен)

 

11.4 Истребит (Отсеки) Господь все уста льстивые, язык велеречивый,

д7 Потреби1тъ гDь вс‰ ўстны2 льсти6выz, љзhкъ велерёчивый,

4. ЯХРЭТ АДОНАЙ КОЛЬ-СИФТЭ ХАЛАКОТ, ЛАШОН МЕДАБЭРЕТ ГЕДОЛОТ.

Отсечет и отсеки. Здесь как пророчество и как молитва. (Радак).

КАРЭТ – отсекать. КРТ корень – резать.

И каждый, кто не удостаивается этой жизни, — он мертв, ибо он не будет жить вечно, но будет отсечен за свое злодейство. И это “отсечение” — карет, о котором написано в Торе: “отсечена будет эта душа”. (Числа. 15:31)

31 Уста праведника источают мудрость, а язык зловредный отсечется. (Прит.10:31)

Лесть – прельщение

Велеречие – напыщенность, надменность гордость.

Всякое злое слово наказуемо. Тем более слово против Творца. Соответствено на Божьего человека, как то Давид, а тем более на Христа[2], прообразом Которого был Давид, всякое злое слово приносит КАРЕТ = отсечение сказавшему его.

1 И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе;

2 и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение;

3 Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные. (Быт.12:1-3)

Ради Авраама и всех праотцев, Давида, а тем паче ради Мессии, благословляются все причастные им.

Злословие, как мы видим, из слов Бога, относится во-первых к Израилю, во-вторых к народу, который вошел в число спасаемых в число народа Божьего – это Церковь. Злословящие народ Всевышнего – верных Его – прокляты. (ПВ)

10 Не злословь раба пред господином его, чтобы он не проклял тебя, и ты не остался виноватым. (Прит.30:10,11)

 

11.5 [тех], которые говорят: "языком нашим пересилим, уста наши с нами; кто нам господин"?

є7 рeкшыz: љзhкъ нaшъ возвели1чимъ, ўстны2 н†ша при нaсъ сyть: кто2 нaмъ гDь є4сть;

5. АШЕР АМЕРУ ЛИЛЬШОНЭНУ НАГБИР, СЕФАТЭНУ ИТАНУ МИ АДОН ЛАНУ.

Сказал р. Йоханан от имени раби Йоси сына Зимры: каждый злословящий как бы отвергает Господа, как сказано: «Наши уста с нами – кто нам Господин». Объяснил: Тот, кто собирается злословить, оглядывается по сторонам – нет ли там того, о ком он собирается говорить. Глаз же Всевышнего для него как бы не существует. (Бавли Арахин 15б, и Хафец Хаим, Шмират алашон 5)

11 Не злословьте друг друга, братия: кто злословит брата или судит брата своего, тот злословит закон и судит закон; а если ты судишь закон, то ты не исполнитель закона, но судья.

12 Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить; а ты кто, который судишь другого? (Иак.4:11,12)

 

26 Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие. (Иак.1:26)

 

2 ибо все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело.

3 Вот, мы влагаем удила в рот коням, чтобы они повиновались нам, и управляем всем телом их.

4 Вот, и корабли, как ни велики они и как ни сильными ветрами носятся, небольшим рулем направляются, куда хочет кормчий;

5 так и язык - небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает!

6 И язык - огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны.

7 Ибо всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощается и укрощено естеством человеческим,

8 а язык укротить никто из людей не может: это - неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда.

9 Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию. (Иак.3:2-9)

В мессианском аспекте, Афанасий Великий, велеречивость и надменность уст вкладывает в уста тех иудеев, которые подобно Навалу говрили: кто такой Давид, и кто такой сын Иессеев? Как написано у Евангелиста: Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог; Сего же не знаем, откуда Он. (Иоан.9:29)

 

11.6 Ради страдания нищих и воздыхания бедных ныне восстану, говорит Господь, поставлю в безопасности того, кого уловить хотят.

ѕ7 Стрaсти рaди ни1щихъ и3 воздыхaніz ўб0гихъ нн7э воскrнY, гlетъ гDь: положyсz во спcніе, не њбиню1сz њ нeмъ.

6. МИШОД АНИЙИМ МЕЭНКАТ ЭВЪЁНИМ, АТА АКУМ ЙОМАР АДОНАЙ, АШИТ БЕЕША ЯФИЯХ ЛО.

Буквально Раши комментирует о тех священниках города Нова которых приказал истребить Саул за помощь Давиду. Т.е. отомщу за них.

Убогие – бедные, смиренные их любит Господь. «Не бойся богатого грозы, а бойся убогого слезы».

Какая сила смирения и крепость бедных, имеющих сердце сокрушенное! Ибо бедствие и злострадание служит величайшим утешением. Велика сила стенания! Она привлекает помощь свыше. Ибо Бог уважает скромность обижаемых, когда они в злострадании не произносят никакого худого слова, а только стенают и оплакивают свои беды. Устрашитесь обижающие бедных! кто не устрашится восстающего Гос­пода. (Златоуст)

Неправда и притеснение слабых более сильными, будит Господа, поднимает Его на суд. (ПВ).

7 Послушайте Меня, знающие правду, народ, у которого в сердце закон Мой! Не бойтесь поношения от людей, и злословия их не страшитесь.

8 Ибо, как одежду, съест их моль и, как волну, съест их червь; а правда Моя пребудет вовек, и спасение Мое - в роды родов.

9 Восстань, восстань, облекись крепостью, мышца Господня! Восстань, как в дни древние, в роды давние! Не ты ли сразила Раава, поразила крокодила?

10 Не ты ли иссушила море, воды великой бездны, превратила глубины моря в дорогу, чтобы прошли искупленные?

11 И возвратятся избавленные Господом и придут на Сион с пением, и радость вечная над головою их; они найдут радость и веселье: печаль и вздохи удалятся.

 (Ис.51:7-13)

Феодорит Кирский приводит ремез велеречивых слов влагая их в уста Навуходонасора говорящего трем отрокам: 

если же не поклонитесь, то в тот же час брошены будете в печь, раскаленную огнем, и тогда какой Бог избавит вас от руки моей? (Дан.3:15)

В мессианском аспекте это обещание Всевышнего ради бедных земли избавить Страдающего праведника (Страдающего Мессию) от гибели. Он первенец воскресших и спасенных. И все спасаются через этого Праведника Силой Всемогущего. В эсхатологическом аспекте этот стих относится к восьмому дню – избавлению всех униженных ради Истины людей. Когда возвысится праведник в Царстве Бога на Суде Его.

Этот стих присутствует в православном богослужении как воскресный прокимен Первого гласа. А это указывает что Церковь видит в этом стихе образ Спасителя, искупившего своей смертью людей, и прославленного Воскресением от мертвых. (ПВ)

 

Вспомнив прежде о воскресении Христа, Давид после в сих словах воспоминает о погребении Его, изменив порядок и возвратясь назад к крестной смер­ти Христовой. Еще, говорит, Гос­подь вещает и это: Я положусь, т. е. буду пригвожден ко кресту, ибо его Он называет здесь спасением. Ибо Господь, поразив мучителя—диавола копием и древом креста, даровал нам спа­сение и полную свободу от заблуждения нашего, и бывших прежде немощными Он укрепил нас против демонов. Покажу себя, говорит, на нем явно; т.е. объявлю всему миру на кресте скрывающуюся во Мне божественную силу. Ибо когда Господь висел на кресте, завеса храма раздралась, солнце омрачилось, земля потряслась, камни распались и другие чудеса происходили. Или мож­но понимать так, что я положу нищих, и бедных во спасение, т.е. удостою их спасения, а затем смело объявлю о спасении их и покажу свою силу (Златоуст).

 

11.7 Слова Господни - слова чистые, серебро, очищенное от земли в горниле, семь раз переплавленное.

з7 СловесA гDнz словесA чи6ста, сребро2 разжжeно, и3скушeно земли2, њчищeно седмери1цею.

7. ИМАРОТ АДОНАЙ АМАРОТ TEhOPOT, КЭСЕФ ЦАРУФ БААЛИЛЬ ЛААРЕЦ, МЕЗУКАК ШИВЪАТАЙИМ.

Буквально: Нет истины в несовершенных и тем более лживых словах окружающих. Но обетования Божии – это Слово Его  - Он верен своим словам. От него спасение. (ПВ)

Как же слова Господни отличаются от слов человеческих! Человек говорит «да» и «нет», а Господни обещания всегда «да» и «аминь». Слова Господни чище серебра очищенного, ибо в них заключены истина, верность и святость. (Сперджен)

И действительно сначало показывается лживость человеческого сердце, где зарождается лукавая мысль и лживое слово, а потом показана Истинность и чистота Слова Всевышнего. (ПВ).

Слова детей Божьих должны быть подобны словам Отца. Если мы хотим быть подобными Богу в своей речи, то должны следить за своими словами и стремиться к предельной чистоте и святости в общении с другими людьми. (Сперджен)

Говорит ли кто, [говори] как слова Божии; (1Пет.4:11)

Слово Господне верно (цруфа) ибо очистил Он его (царфо) в огненной печи. (В оригинале ЦАДИ-РЕШ-ПЭЙСОФИТ (цараф) означает плавление металлов в горниле.

ШИВЪАТАЙИМ = дву-семикратно или дважды семь. Слово семь в форме парного числа (Левинов).

Два варианта прочтения БААЛИЛ ЛААРЕЦ:

1 вариант: Если бет как предлог. БА-АЛИЛ = на виду у всех, на глазах у всех ААРЕЦ земли. «На виду всей земли». Т.е. все народы видят исполнение слов обетования Божьего. И не в единичном случае, а постоянное их исполнение. (Раши)

2 вариант: Если буква БЕТ не предлог, а первая буква корня БАЛ = Господин. БААЛИЛ ЛААРЕЦ = Господин всей земли. Слова Господни – Слова чистые, Владыкой всей земли очищенные. Баалил лаарец - то же, что БААЛ ААРЕЦ,  Владыка земли. Буква БЕТ является корневой, а третья буква корня удвоена (Радак).

Слова данные нам в Писании - чисты, потому что это слова Бога. Но понимание этих слов не всегда бывает чистым и точным. Серебро и золото очищают многократным переплавлением отделяя драгоценный метал от примесей и рудной породы. Так проходя через огонь серебро очищается. Мы понять Слова Бога можем только в огне благодади Духа Святаго. Духом Святым, Слово было изречено, и только Духом Святым оно может быть правильно понято.Но что нам в самой большей мере дает наполнение Огнем? Конечно же изучение и назидание Писанием, и благодарение, и доброта, но самое главное это верность Слову Всевышнего в тех обстоятельствах, когда у нас есть искушение пойти другим путем чтобы избежать притеснений, бед и гонейний при выполнении Его воли. Стояние за Истинц – Слово Божие, и перенесение по причине верности скаорбей за Правду  - это Огненное искушение. Тот, кто терпеливо преодолеет его не изменив Истине, получает очищающий Огонь Духа. Для человека «огонь, вода и медные трубы» основные искушения во временной жизни. Огонь это скорбь и теснота переносимые ради Правды, как говорит апостол Петр.

12 Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного, 13 но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете. 14 Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух Славы, Дух Божий почивает на вас. Теми Он хулится, а вами прославляется. (1Пет.4:12-14)

 

Если мы терпим скорби ради Бога, преодолевая их с честью и верностью[3], они ходатайствуют нам огонь Духа Божьего. В искушении страданием за Истину, мы как жертва Богу. Если эта жертва угодна Ему, обязательно сойдет Огонь от Него который примет эту жертву. Ведь сказано:

Ибо всякий огнем осолится, и всякая жертва солью осолится. (Мар.9:49)

Мыполучаем Огонь если становимся жертвой приятной и чистой. Этот огонь очищаент и просвещает.

Семижды (7х7) раз переплавленное, т.е. семижды раз очищенное. Образ прохождения расплавленного метала через земляное горнило, которое отфильтровывает шлак. Огнь плавит – и все нечистое и непричастное металлу сгорает.

Земляное горнило – люди, котрые множественно убеждались в истинности Слова Его. И множество раз прочитанные слова Писания, каждый раз все глубже показывают нам мудрость силу и правду того, что сказал Бог. Все новое и сокровенное более и более открывается нам в простых словах Писания. Также и мы, очищая свою душу в огне Духа, мы снимаем с души слой за слоем шелуху ненужных примесей и вместе с ними снимается покров с нашего разума, и мы все глубже и глубже понимаем Писание, которое живит человека. (ПВ).

 

Р. Янай учил: Если бы законы Торы были даны в однозначном понимании, мир не смог устоять. Ведь в таком случае невозможно было бы жить по Торе, ведь жизненные обстоятельства непрерывно меняются и их нельзя описать никакими конкретными словами и образами. Поэтому Бог передал человеку законы «открытыми» в которых возможны различные интерпритации. В этом намек на 49 уровней (7х7=49) понимания Торы.

 

(Недарим 38а, Рош-hа-Шана 21б) По словам Раши «все 50 врат познания были переданы Моше на горе Синай кроме одного – доступного только Богу» (Раши на Недарим 38а) Маараль из Праги указывает, что законы материального мира построены на числе семь, а законы духовного мира – на числе «семижды семь» - и это 49 врат постижения. А на 50 уровне постигается единство всего сущего», и все противоречащие друг другу точки знания мудрецов Торы объединяются так, что они уже не противоречат друг другу, а только выявляют разные грани единого целого. (Маараль. Хидушей агадот, Рош ашана 21б). На это число намекается в Торе при объяснении заповедей счета ОМЕР в книге Левит 23.15-16.

 

15 Отсчитайте себе от первого дня после праздника, от того дня, в который приносите сноп (ОМЕР) потрясания, семь полных недель (семь седмиц 7х7),

16 до первого дня после седьмой недели отсчитайте ПЯТЬДЕСЯТ ДНЕЙ, [и] [тогда] принесите новое хлебное приношение Господу:

17 от жилищ ваших приносите два хлеба возношения, которые должны состоять из двух десятых частей [ефы] пшеничной муки и должны быть испечены кислые (ХАМЕЦ), первый плод Господу; (Лев.23:15-17)

 

Пятидесятый день – День Сошествия Святого Духа на учеников в виде огненных языков.

Огонь воспламеняющий и очищающий.

До Пасхи удаляют ХАМЕЦ – квасный хлеб, который есть образ заквашенного грехом человека. В Пасху едят опресноки – не квасной хлеб. Опреснок (пресный хлеб) - это образ человека очищенного и искупленного от греха и нечистоты, Страданием Праведника (агнцам  - пасхальной жертвой). Но после счета ОМЕРА - 49 дней сошествие Духа Божьего в день Пятидесятницы на учеников Христовых. В повелении Слова Божьего – это приношение опять квасных хлебов, но заквашенных закваской правды – Духа Святого. К этому же относится притча Христова о закваске:

Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло все. (Матф.13:33).

Здесь уже закваска не йецер ара = злого начала, но йецер тов = доброго начала. Положенная в тресоставного человека (тело, душа, дух). Уже мы не порождения ехидны (змия) заразившего грехом первых людей, но причастники спасения – Сыны Божьи усыновленные через Мессию Духом Его.

Христос пришел низвести Огонь на землю.

Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся! (Лук.12:49)

Низвести Дух Свой - Огонь, на плоть - землю. Чтобы земля изменилась загоревшись огнем Духа.

49 Ибо всякий огнем осолится, и всякая жертва солью осолится. (Мар.9:49)

Пятидесятница – это новая закваска человека, это новая земля преображенная Огнем.  

Один из христианских проповедников приводил пример Неопалимой купины – Горящего и несгоравшего куста терновника. Сухой колючий куст, когда был объят пламенем Божьего огня, уже не был безобразным и колючим. Уже не было видно его шипов и колючек в святом пламени. Так и человек колючий и злой, преображается Духом. На горящий куст не сядет гнус и муха, и нечистота сгорит если была на нем. Горящий Духом Святым преображается.

Огонь очищает и делает подобным Серафиму. Ведь слово Серафим, от слова ЦАРАФ צרף = обжигать, испытывать. (ПВ).

 

11.8 Ты, Господи, сохранишь их, соблюдешь от рода сего вовек.

и7 Ты2, гDи, сохрани1ши ны2 и3 соблюдeши ны2 t р0да сегw2 и3 во вёкъ.

8. АТА-АДОНАЙ ТИШМЕРЭМ, ТИЦЕРЭНУ МИН-hАДОР ЗУ ЛЕОЛАМ.

В восьмом стихе не только предсказано это зло, но и предлагается способ защиты от него. Как правило, святой рождается и живет на сто лет раньше своего времени: душа его как бы переносится в светлое будущее, избегая сумрака настоящего. Он ушел в могилу в забвении, не понятый своим поколением. Однако спустя несколько поколений он вдруг вышел из могилы и обрел любовь и признание[4]. Бог навеки сохранил его от рода развращенного и неверного, заклеймившего его как бунтовщика или сжегшего его на костре как еретика. Мы

должны каждый день молиться о том, чтобы подняться над своим веком, подобно горным пикам, возвышающимся над облаками, ч тобы наши взмывающие в небо вершины высились над мраком невежества и греха, укрывшего землю. (Сперджен)

 

Не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная. (Рим.12:2)

 

Макдоналд приводит пример рода сего – рода нечестивых.

11 Есть род, который проклинает отца своего и не благословляет матери своей.

12 Есть род, который чист в глазах своих, тогда как не омыт от нечистот своих.

13 Есть род - о, как высокомерны глаза его, и как подняты ресницы его!

14 Есть род, у которого зубы - мечи, и челюсти - ножи, чтобы пожирать бедных на земле и нищих между людьми. (Прит.30:10-14)

 

Его  береги, или его сохранишь - Сказано в единственном числе. Радак говорит: имеется в виду каждого в отдельности, где бы он ни находился среди обидчиков. (Радак)

Буквально: Единственное число - это говорит о себе Давид в третьем лице.

Мессианский аспект: о Мессии Страдающем – Его сохранишь. (ПВ)

 

Одно из действий Бога в веке грядущем (ОЛАМ АБА) – это удаление (отсечение = КАРЕТ) грешных из общества праведных, - это исполнение обетования о избавлении праведных, о соблюдении их от злодеев. Это милость Его, к верным Своим. Но удаление грешников из среды праведников тоже милость Его, и по отношению к самим грешникам. Почему? Потому что, в свете его Огня любви, грешник без страдания находиться не сможет. А где праведные, там эпицентр огня Его. (ПВ).

 

11.9 Повсюду (вокруг) ходят нечестивые, когда ничтожные из сынов человеческих возвысились.

f7 W$крестъ нечести1віи х0дzтъ: по высотЁ твоeй ўмн0жилъ є3си2 сhны человёчєскіz.

9. САВИВ РЕШАИМ ЙИТhАЛАХУН, КЕРУМ ЗУЛУТ ЛИВНЭ АДАМ.

Возможно прочтение слова ЗУЛУТ = низкий (униженный) в положительном аспекте.

זֻלּוּת‎ = ЗУЛУТ[5]
подлость, низость, ничтожность.

Поэтому эту часть последнего стиха, возможно понимать в двух противоположных аспектах, положительном и отрицательном:

В положительном: Слово НИЗКИЙ - в положительном аспекте, понимал Раши в отличии от остальных комментаторов иудейской традиции. Видимо беря за основу слова Бавли Брахот: "Кругом нечестивые расхаживают, когда возвышается низость (ке-рум зулут) сынов человеческих" (Пс. 11:10): «Это те вещи, которые стоят на самом верху мира, а люди пренебрегают ими» (Брахот, 6б).

Вокруг ходят нечестивые, когда возвысится униженный из среды сынов человеческих:

Буквально: Как объясняет Раши: «Из зависти вокруг ходят злодеи завидуя тому что Давид от пастухов был возвышен в цари». И ВТ Псахим 119а делает ремез на другой псалом: Камень, который отвергли строители, соделался главою угла: (Пс.117:22).

Мессиански: Когда проявилось величие Христа и народ его встречал как Мессию с лулавами при въезде в Иерусалим (можно проследить в конце того же 117 псалма), нечестивые ходили вокруг как бы обвинить Его и предать смерти. Эсхатологически прменимо к будущему веку = восьмому дню. Так агадический мидраш относит это к верным Божьим людям – Народу Божьему в мире грядущем, когда униженные праведники возвысятся. Т.е. Праведники будут в Горнем Иерусалиме на Новой Земле, а злодеи будут ходить вокруг, не имея доступа в город Правды, на Горе Божией. (ПВ)

 

14 Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами.

15 А вне - псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду. (Откр.22:14,15)

 

15 Пусть возвращаются вечером, воют, как псы, и ходят вокруг города;

16 пусть бродят, чтобы найти пищу, и несытые проводят ночи. (Пс.58:15,16)

 

28 Приложи беззаконие к беззаконию их, и да не войдут они в правду Твою;

29 да изгладятся они из книги живых и с праведниками да не напишутся. (Пс.68:28,29)

 

Также и славянкий текст толкуют в положительном аспекте относящийся к мессианским временам и будущему веку, где слово низкий, заменено словом умножил. W$крестъ нечести1віи х0дzтъ: по высотЁ твоeй ўмн0жилъ є3си2 сhны человёчєскіz. Окрест ходят враги христиан, преследуя их, но Бог, даже в таких лютых гонениях умножает число христиан, совершая их в высокой духовной жизни (по высоте), делая преподобными Себе.

В отношении к дню восьмому, можно растолковать так, что Бог собрал совершенное число праведников, умножив их, и возвел на высоты духа, нечестивые же, вне стен Града Небесного.

В аскетическом же аспекте «окрест нечестивые ходят», Это демоны которые не приближаются к тем, кто преподобен Ему и стоит на высотах духа[6]. (ПВ)

 

В отрицательном аспекте: слово ЗУЛУТ = низкий. В нашем синодальном переводе и у Радака низкий это злодей, который возвышается среди общества людей. Радак выводит такой смысл: Вокруг ходят злодеи (Будут рыскать злодеи) когда возвышается низкий среди людей (если ничтожество и подлец возвышается в обществе). Он говорит: ЗУЛУТ  противоположность КАВОД = честь.  Здесь буква заин отмечена знаком кубуц (Радак).

В отрицательном аспекте Сперджен комментирует так:

Когда власть предержащие порочны и злы, мелкие чиновники поступают им под стать. Как солнце своим теплом будит омерзительных мух, так грешник, получив-

ший власть, пробуждает порок вокруг себя. Земля не кишела бы мерзостями, если бы те, кого называют благородными людьми, не пособничали обману. (Сперджен)

 

Как правило нечестивый окружает себя нечестивцами. Если вокруг начальствующего злодеи возвышаются и благоденствуют под его покровом, значит и сам начальствующий таков как они. (ПВ)

 

Также у Менахема: Переведено так: Вокруг (несчастного) ходят злодеи, чтобы поглотить как единорог (поглощает) людей. Он объясняет так: Оборот םור от םאר (единорог) זולל = (пожирающий); подобно стиху: Обжора = ללוז и пьяница в глазах людей (Второз. 21:20).

 

Также похожий перевод в подстрочном издании Псалмов «Книга Теилим на каждый день». Кругом злодеи расхаживают, по вознесении жадно пожирающих людей.

 

Иерушалми приводит интересный образ применимый к будущему веку. Раву на сказал: Каждый, кто не входил в дом молитвы в этом мире, не войдет в Дом Молитвы и в мире грядущем. Сказал р. Йоханан словами псалма: Вокруг ходят порочные» (ИТ. Брахот 5)

Также и мы можем сказать, у кого Царство Божие не началось в этом мире, тот не войдет в Царство Его в мире грядущем. (ПВ).

 

[1] Когда пришли Зифеи и сказали Саулу: "не у нас ли скрывается Давид?" (Пс.53:2)

 

[2] 13 Но народ не обращается к Биющему его, и к Господу Саваофу не прибегает.

14 И отсечет (КАРЕТ) Господь у Израиля голову и хвост, пальму и трость, в один день:

15 старец и знатный, - это голова; а пророк-лжеучитель есть хвост.

16 И вожди сего народа введут его в заблуждение, и водимые ими погибнут.

17 Поэтому о юношах его не порадуется Господь, и сирот его и вдов его не помилует: ибо все они - лицемеры и злодеи, и уста всех говорят нечестиво. При всем этом не отвратится гнев Его, и рука Его еще простерта.

(Ис.9:13-17)

[3] 13 каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. 14 У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. (1Кор.3:13,14)

[4] 29 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников, 30 и говорите: если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в [пролитии] крови пророков; 31 таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков; 32 дополняйте же меру отцов ваших. (Матф.23:29-32) Т.е. в обществе (в т.ч. и церковном), при преобладании лицемеров и злодеев, праведник, живущий рядом с ними, гонится современными лицемерами. Но праведник, бывший ранее, и гонимый их предшественниками, почитается. Одной рукой лицемеры возносят почивших праведников, которых гнали такие же лицемеры поколениям ранее (отцы их), а другой рукой, гонят, преследуют и притесняют праведников своего времени. И так из рода в род. (ПВ)

[5] Священник Вишняков в своем толковании этого псалма рассматривает отличие греческого перевода и еврейского текста. По слову ЗУЛУТ он делает предположение, что возможно переводчики на греческий прочли неогласованное слово תולז как ЗАЛОТА =. Удешевил. Оттуда видимо смысловое значение умножил.

[6] Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится: только смотреть будешь очами твоими и видеть возмездие нечестивым. (Пс.90:7,8)

22 Ибо, как новое небо и новая земля, которые Я сотворю, всегда будут пред лицем Моим, говорит Господь, так будет и семя ваше и имя ваше.

23 Тогда из месяца в месяц и из субботы в субботу будет приходить всякая плоть пред лице Мое на поклонение, говорит Господь.

24 И будут выходить и увидят трупы людей, отступивших от Меня: ибо червь их не умрет, и огонь их не угаснет; и будут они мерзостью для всякой плоти.

(Ис.66:22-24)


Назад к списку