От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их! (Ос.13:14) - 14 Псалом Давида - объяснение (Видео)
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Новости


Объявления

О Царстве Божием
счетчик посещений

14 Псалом Давида - объяснение (Видео)

скачать конспект комментария 14 псалма в формате pdf

 

Псалом 14

Псалом очень понятен и прост. Чем проще и понятней и назидательней буквальный смысл, тем меньше таинственныого значения бывает видно. Но вместе с тем, чем понятней буквальный смысл псалма, тем сильней он отпечатывается в сердце человека, и тем любимей он простым народом. (ПВ)

 

В этом псалме царь Давид представляет противоположность «негодяю», о котором он говорил в предыдущем 13 псалме, и описывает человека праведного: цельного, обладающего высокими душевными качествами и глубокой верой, такого, о котором в 13 псалме сказано: Бог в роде праведных. (Пс.13:5)

Такой человек достоин пребывать в шатре Всевышнего и обитать на Его святой горе. (Меам лоэз)

 

Общая площадь боковых стенок Ковчега, составляющая двенадцать квадратных амот, указывает на двенадцать добродетелей, которыми должен обладать праведник. Эти двенадцать добродетелей, которыми должен обладать истинный слуга Всевышнего, перечислил царь Давид. «Кто достоин жить в Твоем шатре? Кто будет обитать на Твоем святом холме?» (Пс. 14) — спрашивает Давид и отвечает:

 

Понимание о полноте в числе двеннадцать исходит из числа полноты (сова) семь (шева).

Число 12, показывает совершенство правления, или правительственное совершенство. Оно появляется как кратное число во всем, что имеет отношение к правлению. Солнце, которое «управляет» днем, луна и звезды, которые «управляют» ночью, совершают проход через двенадцать знаков Зодиака, которые составляют большой небесный круг 360=12х30 градусов, деля год. Двенадцать, является произведением числа 3 (Божественное и небесное число – три равных измерения Небеного Иерусалима) и 4 (земное число, число всего материального и органического – 4 стороны света). (Числа в Писании. Автор неизвестен)

 

День и ночь из 12 часов. Полдень и полночь в 12 часов. Год 12 месяцев. По три месяца 4 времен года 12=3х4. 12 месяцев, 12 Праздников, 12 апостольских догматов. 12 представляется как 12=3х4 – Божественная Троичность четверчного мира, основание Церкви. Таким образом, 12 есть Крест, таинственное основание мира. (Г. Фаст)

 

Если семь составлено из 3 + 4, то двенадцать - 3 умноженные на 4, что можно расценить как организацию, и увеличение всего, содержимого в этих двух числах.

ДВЕНАДЦАТЬ ПАТРИАРХОВ

Было от Сифа до Ноя и его семьи, и двенадцать от Сима до Иакова.

Двенадцать сыновей Израиля

Также было двенадцать Судей или Спасителей.

ХРАМ СОЛОМОНА

12 – главный фактор, в отличии от Скинии, у которой преобладало число 5.

Когда мы обращаемся к Новому Завету, то находим тот же принцип в Апостольском управлении, как в Патриархальном и Национальном, потому есть:

·             двенадцать Апостолов.

·             двенадцать оснований в небесном Иерусалиме.

·             двенадцать ворот.

·             двенадцать жемчужин.

·             двенадцать ангелов. (Числа в Писании. Автор неизвестен)

 

или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов? (Матф.26:53)

 

Возможно понимание этих строк как указание что есть более 12 легионов ангелов, но на мой взгляд эти слова говорят что всего 12 легионов которые могли прийти на помощь Христу, но Отец по молитве Христа мог дать помощь Свою, кроме помощи ангельских сил. (ПВ)

 

Итак, число 12 число по словам неизвестного автора совершенство правления, или правительственное совершенство. И тот кто сподобился быть в уделе Всевышнего здесь и там – есть царственное священство в уделе Его.

9 Но вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; (1Пет.2:9)

И избранные, взятые в удел царственного священства должны обладать двенадцатью добродетелями.

Ковчег Завета, который имел 12 квадратных амот – это образ совершенного праведника – Царя и Священника – Мессии. Ковчег вмещал святыню Божию – Тору – Слово Его. Христос – воплощенное Слово Отца. Ковчег вмещал Ман (хлеб) Небесный. Христос – Хлеб Жизни сошедший с небес.

Христос – Ковчег Святыни, Который вошел в Святая Святых. И как двери храма растворились перед Ковчегом Завета, так и Врата вечности пропустили Месиию – Святыню Бога, в Обители Отца.

Мы рожденные от Духа в образ Мессии, должны по образу Христа иметь совершенство и добродетели вошедшего первым в обители Небесного Отца. Первенец – Христос. Он Царь - Машиах и Священник по чину Мелхиседека. Мы в уделе Его – царственное священство, если имеем 12 добродетелей – образ которых, возласил Давид в этом псалме: (ПВ)

 

14.1 Псалом Давида. Господи! кто может пребывать в жилище Твоем? кто может обитать на святой горе Твоей?

Въ конeцъ, pал0мъ дв7ду, д7i. а7 ГDи, кто2 њбитaетъ въ жили1щи твоeмъ; и3ли2 кто2 всели1тсz во с™yю г0ру твою2;

1. МИЗМОР ЛЕДАВИД, АДОНАЙ МИ-ЯГУР БЕАhОЛЕХА, МИ-ЙИШКОН БЕhАР КОДШЕХА.

Въ конeцъ – указание на воскрешение, воздаяние, и будущий век.

В жилище Твоем - Пребывание в этом мире Давид называет словом «жить-жилище», а сам нижний мир называет «шатром», потому что Небеса как бы охватывают его сверху, образуя шатер. Будущий мир Давид называет «гора»,как превосходящий землю высотой . Если человек погружен в ценности земной жизни и увлечен исключительно земными радостями, достижение Будущего мира для него невозможно. Давид снимает противоречие между земным и посмертным существованием, представляя земной мир как шатер, а будущий — как гору, возвышающуюся над ним. Тот, кто хочет по окончании земной жизни оказаться в мире грядущем, должен при жизни подниматься туда, как поднимаются на гору. (р. Зильбер)

 

14.2 Тот, кто ходит непорочно и делает правду, и говорит истину в сердце своем;

в7 Ходsй непор0ченъ и3 дёлаzй прaвду, глаг0лzй и4стину въ сeрдцы своeмъ:

2. hОЛЕХ ТАМИМ У-ФОЭЛЬ ЦЭДЕК, ВЕДОВЭР ЭМЭТ БИЛЬВАВО.

В этом стихе три качества праведника жизнь которого возможна в обителях Всевышнего. ТАМИМ – ЦЕДЕК – ЭМЕТ

1. ОЛЕХ ТАМИМ = ходящий в цельности, — т.е. обладающий безупречностью в своей жизни, которая на виду других людей. (ПВ)

 

Тамим - кто делами мирскими занимается непорочно, бесхитростно, не вникая в мирские уловки и ухищрения. (Радак)

Тамим - слово «бесхитростно», имеет на иврите несколько близких значений, основное из которых — «цельный». А еще это слово значит «наивный», «невинный», «не имеющий порока», «честный». (р. И. Зильбер)

תָּמִים‎
1. полный, целый;
2. совершенный, непорочный;
3. искренний, чистосердечный.

 

2. ПОЭЛЬ ЦЭДЕК = поступающий милостливо, праведно, справедливо.

Поэль это слово в форме глагола переводится как поступать, делать. В форме существительного как труженик. Поступающий справедливо – праведный труженик. ЦДАКА – благотворительность (десятины) от своих трудов (ПВ)

 

В древнееврейском языке слово ЦДАКА этимологически связано со словом ЦЕДЕК - справедливость. Дающий не столько делает одолжение или жертвует, сколько восстанавливает своим даром справедливость: помощь нуждающимся - не добровольный акт милосердия, а дело долга. Неисполнение этого долга является полной противоположностью праведности, т.е. греховностью.

Более того, еврейское понятие Цдака не предполагает, что дающий отдает какую-то часть своего собственного имущества. Скорее это следует понимать так: Всевышний, награждая человека достоянием, как бы делает его своим финансовым поверенным, то есть деньги доверяются ему с условием, что он будет помогать бедным. Поступая так, человек лишь исполняет свои обязанности, действуя справедливо и избегая греховного поведения. (евр ком)

 

3. ДОВЕР ЭМЕТ БИЛЭВАВО = говорящий правду в своем сердце.

Как делал рав Сафра, о котором известно, что он был правдив даже в том, что касалось помыслов его сердца.

Однажды пришел человек купить у рава Сафры алмаз. В это время он как раз произносил Шма и не мог вступить в разговор. Покупатель предложил цену алмаза, но р. Сафра не ответил. Покупатель принял это за знак несогласия и назвал более высокую цену. Р.Сафра снова промолчал. Покупатель, не понимая причины его молчания, еще поднял цену. Он продолжал набавлять, и, к тому времени когда р.Сафра кончил читать Шма, покупатель дошел уже до весьма значительной суммы. Тогда р. Сафра сказал ему: «Возьми алмаз за те деньги, что ты предложил мне вначале!» — «Почему ты продаешь его по первоначальной цене? — удивился покупатель. — Ведь я назвал тебе в конце концов гораздо большую сумму!»

«Когда ты назвал первую цену, — объяснил р. Сафра, — я в душе согласился с ней. Поэтому мне кажется нечестным менять условия». (ВТ. Макот 24а)

 

Глаголай истину в сердцеѣ своем — буквальный перевод с иврита; яснѣей было бы сказать: «от сердца своего» (еп. Порфирий), как и в псалме одиннадцатом:

3 Ложь говорит каждый своему ближнему; уста льстивы, говорят от сердца притворного. (Пс.11:3)

так как предлог ВЕ указывает здѣесь на способ, которым образуется речь, или источник, из которого исходитъ реѣчь праведника: слово истины, «исходящее из уст» праведника, «исходит из сердца его»

Исходящее из уст - из сердца исходит (Матф.15:18) (Вишняков)

 

14.3 кто не клевещет языком своим, не делает искреннему своему зла и не принимает поношения на ближнего своего

г7 и4же не ўльсти2 љзhкомъ свои1мъ и3 не сотвори2 и4скреннему своемY ѕлA, и3 поношeніz не пріsтъ на бли6жніz сво‰:

3. ЛО-РАГАЛЬ АЛЬ-ЛЕШОНО ЛО-АСА ЛЕРЕЭhУ РАА, ВЕХЕРПА ЛО-НАСА АЛЬ-КЕРОВО.

4. ЛО РАГАЛ АЛЬ ЛЕШОНО — не клевещет в своих речах.

Лашон а-ра – злой язык. В славянском переводе - лесть. Лесть тоже является злоязычием. Также лесть есть ложь. Прельщающий – лжет. Ложь – грех. (ПВ)

 

5. ЛО АСА ЛЭРЕЭУ РААне делает зла ближнему.

Зло – то что запрещено Богом. Грех.

 

6. ВЕХЭРПА ЛО НАСА АЛЬ КРОВО прочтение этих слов имеет несколько смыслов.

— не наносит оскорбления (осмеяния) ближнему

Всякое оскорбление и унижение других есть действие недостойное праведника.

 

— не принимает поношения (поругания) на ближнего своего (синод. и слав. переводы)

Недостойно праведника и от других воспринимать поношение и позор на ближнего.

 

— не понес стыда из-за своего родственника

Какова должна быть любовь к братьям, сестрам и прочим близким? Пусть он заботится о них, дабы обучить их и наставить, и да не лицеприятствует. И в этом состоит его заслуга и великая мзда. И это великая вещь, как сказано: «И не понес стыда из-за своего родственника» (Теилим 14.3). (Аарон Штейнман – «Орхот Цадиким»)

 

— недостатка родственника не сносил (пер. Левинов)

Это похожий смысл с предыдущим переводом. Рассматривая праведника который должен обитать в обителях Всевышнего и праведника, который пребывает в обществе верных (в Церкви, которая есть Тело Мессии), можно заметить что на обоих было и есть ответственность за тех, кто им подчинен. Великая ответственность на тех, кто имеет власть. Кто терпит грех в своей среде - потворствует погибели. Как отец ответственен за детей, так и начальник ответ даст за подчиненных. Священник Илий сносивший беззаконие своих сыновей священников и их потерял и потомство его было лишено долголетия. Отец семьи – это образ пастыря.

Поэтому предписано для начальствующих в Церкви, чтобы епископы и священники:

4 хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью;

5 ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией?

(1Тим.3:4,5)

И потому не может священник быть мужем блудницы и детей отступников. Это правило идет еще из правил священников Иерусалимского храма до рождества Христова.

Образ заботы о духовном спасении – это Христос.

12 Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твое; тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание.

(Иоан.17:12)

 

14.4 тот, в глазах которого презрен отверженный, но который боящихся Господа славит; кто клянется, [хотя бы] злому, и не изменяет;

д7 ўничижeнъ є4сть пред8 ни1мъ лукaвнуzй, боsщыzжесz гDа слaвитъ: кленhйсz и4скреннему своемY и3 не tметazсz:

4. НИВЗЭ БЕЭНАВ НИМЪАС, ВЕЭТ-ЙИРЪЭ АДОНАЙ ЕХАБЭД, НИШБА ЛЕhАРА ВЕЛО ЯМИР.

 

7. НИВЗЭ БЕЭЙНАВ НИМАС низкого (негодного) презирает.

Радак понимает это в другом аспекте в личном. Презрен в (своих) глазах (он), немил Здесь сообщается и о других его достоинствах: ходя в непорочности и творя праведное и говоря правду, он не становится высокомерным, но, напротив, считает себя презренным и ничтожным. Он считает, что не сделал и тысячной доли того, что во славу Творца сделать обязан. (Радак)

Так же понимание что добродетельный презирает всякий грех, а не самого грешника. Т.е. путь греха, которым грешник думает облегчить себе жизнь и приобрести наслаждение, праведник презирает, считая негодным и неприемлимым. А. Кац в своем переводе так и пишет: «В чьих глазах отвратительна низость». (ПВ).

 

8. ВЕЭТ ЙИРЭЙ АШЕМ ЕХАБЭД и почитает тех, кто боится Г-спода.

 

9. НИШБА ЛЕАРА — тот, кто принимает на себя клятву, чтобы не поддаться своему ецер ара (дурным наклонностям).

Здесь можно понимать обыные клятвы которые дает человек даже в ущерб (материальный, невыгоду) себе.

Но более точное это обещание Богу доброй совести. Т.е. обет бороться с Ветхим человеком – йецер а-Ра – дурным началом. (ПВ)

 

Поклялся (себе) во зло (в ущерб) - ”Во зло” самому себе поститься или отказаться от удовольствий (греха – ПВ), а также нести материальный ущерб ради милостыни или исполнения заповеди. (Радак)

 

10. ВЕЛО ЯМИР и не изменяет ей.

Те. Остается верным обещанию бороться со злом и грехом в себе. Стояние в клятве которую дал начав бороться с йецер а ра. Не изменит - того, о чем клялся, хотя тем самым себе причиняет ущерб. Он не изменит, но даст состояться такому в точности. И сказано: поклялся. Когда речь идет о чем-то трудноисполнимом, он клятву дает, чтобы дурное побуждение исполнению не помешало. (Радак)

 

Есть другой аспект. Даже если поклянется нечестивому, не отступит от своей клятвы. Этот вариант отражен в нашем синодальном переводе. В этом аспекте 9 и 10 добродетель объединяются в одну, нарушая гармоничное объяснение 12 добродетелей, которое дает мидраш. (ПВ)

 

14.5 кто серебра своего не отдает в рост и не принимает даров против невинного. Поступающий так не поколеблется вовек.

є7 сребрA своегw2 не дадE въ ли1хву и3 мзды2 на непови1нныхъ не пріsтъ. Творsй сі‰ не подви1житсz во вёкъ.

5. КАСПО ЛО-НАТАН БЕНЭШЕХ, ВЕШОХАД АЛЬ-НАКИ ЛО ЛАКАХ, ОСЕ-ЭЛЕ ЛО ЙИМОТ ЛЕОЛАМ.

 

Соблюдая строгую последовательность, - пророк сперва упомянул о сердце, потом о языке, а затем уже о самом действии; потому что делу предшествует слово, а слову мысль. (Феодорит)

 

11. КАСПО ЛО НАТАН БЕНЭШЕХ тот, кто не дает своих денег в рост.

И, наконец, праведник «денег своих не давал в рост». Закон Торы запрещает еврею давать деньги в долг другому еврею под проценты. Но брать проценты за ссуду с нееврея разрешает, потому что у неевреев рост — вещь общепринятая. Но праведник не берет процента и с нееврея (ВТ Макот 24 а). (р. Зильбер)

 

12. ВЕШОХАД МИНАКИ ЛО ЛАКАХ — и не берет взяток, чтобы выступить против невинного.

1. вариант – взятки чтобы быть против правого (невинного).

Нечестивый берет подарок из пазухи, чтобы извратить пути правосудия. (Прит.17:23)

 

2. вариант - не брал взятки даже от правого.

Как это понимает И. Зильбер.

В стихе также сказано: «… и подношения от правого не брал». В связи с этими словами Гемара рассказывает такую историю.

Раби Ишмаэль де раби Иоси был судьей. У него был участок земли, который нанялся обрабатывать какой-то человек. Каждую пятницу арендатор приносил раби Ишмаэлю положенную долю урожая. Один раз он принес эту плату в четверг. «Почему ты принес на день раньше?» — спросил его раби Ишмаэль. Арендатор объяснил: «Сегодня вы заседаете как судья, а у меня с одним человеком спор, который будет разбираться в суде. Вот я и принес заодно». Раби Ишмаэль ответил ему: «Знаешь, я уже не имею права быть судьей в твоем споре. Я направлю тебя к другому судье». И платы не взял.

Когда слушалось дело у другого судьи, раби Ишмаэль проходил мимо и, услышав показания своего арендатора, заволновался: «Он не так говорит! Почему он не сказал так-то и так-то?» И тут же, спохватившись, резко высказался против взяток и тех, кто их берет: «Я же не взял взятки. А если бы и взял плату, так взял бы свое, только на день раньше. Я не взял, но я уже внутренне настроен в его пользу. А если бы взял?!»

Следуя Гемаре, Маарша объясняет слова «подношение от правого» как «подношение от чистого» (таково буквальное значение текста на иврите), т.е. как подарок или плату от чистого, честного человека, который и не собирается давать взятку, а отдает положенное. Но праведник не допускает даже намека на двусмысленную ситуацию, потому что знает, что это мешает видеть вещи объективно.

Подарки портят сердце. (Еккл.7:7)

Царь правосудием утверждает землю, а любящий подарки разоряет ее. (Прит.29:4)

Корыстолюбивый расстроит дом свой, а ненавидящий подарки будет жить. (Прит.15:27)

 

Поступающий так не поколеблется вовек.

Когда рабан Гамлиэль прочел вышеприведенный список достойных похвалы качеств талмид хахама (праведника), он сказал своим ученикам со слезами на глазах: «Кто обладает всеми этими качествами?» Все смолчали, один р. Акива засмеялся.

«Почему ты радуешься тому, что заставляет меня плакать?» — спросил его рабан Гамлиэль.

Р. Акива объяснил: «В Торе сказано (Ваикра 11:31): «Вот какие пресмыкающиеся нечисты для вас», после чего перечислен ряд насекомых. Тора заканчивает предостережением (там же, 18:24): «Не оскверняйтесь ничем из них». Эти слова как будто подразумевают, что человек становится нечист только если он прикоснется ко всем перечисленным насекомым. На самом деле алаха говорит иначе. Еврей, прикоснувшийся даже к одному из них, и даже к самому мелкому из них, становится нечист, как если бы он прикоснулся ко всем им сразу.

Нам известен принцип, что мера, которой Б-г награждает, значительно больше, чем мера, которой Он наказывает. Если человек, прикоснувшийся лишь к одному нечистому насекомому, считается как бы прикоснувшимся ко всем им, отсюда несомненно следует, что на человека, наделенного хотя бы одной из перечисленных черт характера, Всемогущий смотрит так, как если бы он обладал ими всеми!»

«Ты утешил меня, Акива, ты утешил меня», — сказал рабан Гамлиэль. (И. Зильбер)

И нам нужно восходить от одной добродетели к другой зная что одна добродетель выполненная ради веры притягивает другую. И одна победа над грехом, ходатайствует победу другую. (ПВ)

 

 

 

 

 


Назад к списку