От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их! (Ос.13:14) - О ИКОНОПОЧИТАНИИ интервью в газету Знамя труда
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Новости


Объявления

О Царстве Божием
счетчик посещений

О ИКОНОПОЧИТАНИИ интервью в газету Знамя труда

 

 ИНТЕ РВЬЮ с настоятелем Каратузского храма священником Виктором Пасечнюком

 

 

В нашем Каратузском храме появились старые церковные иконы, которых раньше не было, откуда они и что это за иконы?

В Петро-Павловский храм были переданы пять икон, которые когда то были на иконостасах разрушенных храмов каратузского района. Две иконы безвозмездно передал  С. Путилин иконы «Тайной вечери» и образ с пророческого ряда иконостаса. А из с. Моторское семьей Курносовых также безвозмездно были переданы  три иконы из нижнего ряда иконостаса икона архидьякона Стефана и из рада 12-праздников Рождества и Преображения Господних. В девяностых, Каратузскому храму из села Моторское, уже была передана ныне усопшей р.б. Анной, икона Иисуса Христа из того же ряда что и архидьякон Стефан. Из этого же ряда, у одного жителя села была икона свт. Николая, но он отказался в то время ее передать в храм. Через некоторое время она «пропала». Эти

иконы из разграбленных храмов, те кто их сохранил сделали хорошее дело. Но когда храмы открываются, а церковные предметы разграбленных храмов «собственники» не собираются возвращать, то это уже как соучастие в безбожном разграблении, что по церковно-славянски именуестся святотатством (слав. тать – вор). Слава Богу что безвозмездно передавшие иконы это понимают.

 

Какой возраст этих икон?

Стиль письма переданных нам икон - 19 век и начало 20 века. Это время когда древнее церковно-византийское письмо св. икон уже давно сменилось художественным академическим письмом, что стало отражением духовного кризиса верующих, который начал просачиваться с запада от т.н. эпохи «возрождения». И так как большинство храмов каратузского района было построено в середине и конце 19 века то и эти иконы, нужно относить к этому времени.

В народе считается, что чем старинней икона, тем более она «намолена». Это мнение ошибочно, и мало того, оно является греховным, т.е. не угодным Богу. Те кто считает, что икона как аккумулятор накапливает некую «молитвенную энергию» и переполняясь отдает ее, или считает икону вещью самодостаточной, которая сама по себе без Бога способна творить какие либо действия и чудеса,  тот относится к священному изображению как к истукану, т.е. к идолу. Это неправославное отношение  к образу. И в Библии,  во второй заповеди, дается запрет на такое отношение к изображениям. Всевозможные сектанты обвиняют православную Церковь в идолопоклонстве, как раз видя вот то самое, частное заблуждение и перекос, в неправильном почитании икон.

 

Прочитав вторую Божью заповедь «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им» как то невольно можно подумать о том, что иконы не угодны Богу и обвинения сектантов в том, что православные идолопоклонствуют, верны. Как церковь объясняет иконопочитание?

Но и сама Церковь зная, что человек по невежеству может заблуждаться, установила правила на святых соборах о том, какое отношение к иконам должно быть у христианина.

 «Поскольку часто через изображение на иконах видимы бывают, потолику взирающии на оныя подвизаемы бывают воспоминати и любити первообразных им, и чествовати их лобызанием и почитательным поклонением, не истинным, по вере нашей, Богопоклонением, еже подобает единому Божескому естеству, но почитанием по тому образу, якоже изображению честного и животворящего Креста и святому Евангелию и  прочим святыням фимиамом и поставлением свечей честь воздается, яковый и у древних благочестный обычай был. Ибо честь, воздаваемая образу, преходит к первообразному, и покланяющийся иконе поклоняется существу изображенного на ней» (О Почитании икон 7 Вс. Собор). Если смыс

л переложить на что-то знакомое и понятное, то можно привести житейский пример из книги дьякона Андрея Кураева, которую я рекомендую по этому вопросу и которую можно найти в интернете. Книга «Протестантам о Православии», глава «Икона в Библии». Муж, находясь долгое время вдали от дома, достает фотокарточку жены и целует ее. Имеет ли право жена подозревать его в нечистой страсти к фотобумаге и в измене, и подавать на развод за этот жест своего мужа? Но зачем же, Бога считать глупее ревнивой жены? Неужели сектанты всерьез уверены, что Христос прогневается на того, кто с любовью и с молитвой приложился к Его распятию или иконе? На библейском примере мы видим что Тот же, Кто  давал заповедь не сотвори себе кумира, заповедовал Моисею сделать изображения херувимов (Исх. 25), или медного змея (Числ.21) о котором Христос сказал что это прообраз Его распятия (Ин.3.14).

 

Если говорить о изображениях ангелов, то можно понять из Библии что это разрешено Богом, но как относится к изображениям людей на иконах?

До новозаветного времени, т.е. до того как Христос взяв на себя грехи всего человечества был убит на кресте все люди по своей смерти сходили в шеол (в преисподнюю). Той же участи были причастны даже праведники того времени, так как поврежденная первородным грехом человеческая природа не могла избежать смерти в своем естестве. Когда же Богочеловек Иисус Христос своей жертвой обновил нас и примирил в Себе Самом с Божественным правосудием, все верующие в Него и в пославшего Его Отца получили возможность быть опять, как и когда-то Адам, детьми Божьими. Вот как написано в Писании. Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии. Вы… приняли Духа усыновления, Которым взываем: Авва, Отче! (Рим.8:14-15). По этому, тех, кто вернул себе, то достоинство, к которому мы призваны от сотворения первого человека, можно изображать на церковных иконах. Это почитание святых людей, напрямую связано с вочеловечиванием Бога в лице Иисуса Христа. В личности Христа Бог навсегда соединился с человеческим естеством. Отцы Церкви говорили, Бог стал человеком, что бы люди стали богами. Богами, конечно же, с маленькой буквы. Сам Христос сказал о этом. Не написано ли в законе вашем: Я сказал: вы боги? Если Он назвал богами тех, к которым было слово Божие, и не может нарушиться Писание, Тому ли, Которого Отец освятил и послал в мир, вы говорите: богохульствуешь, потому что Я сказал: Я Сын Божий? Если Я не творю дел Отца Моего, не верьте Мне. А если творю, то, когда не верите Мне, верьте делам Моим, чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне и Я в Нем. (Ин.10:34-37).

В новозаветное время человек свят, так как так в Церкви все верующие соединены со Христом в таинстве св. Причастия по слову Его. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. (Иоан.6:56). И Сама Церковь есть Тело Его. (Кол.1:24). Потому что все верующие и причащающиеся есть уже само Тело Христово. А в Нем обитает вся полнота Божества телесно. (Кол.2:9). Это так же как с мощами (останки, кости) святых. До новозаветного времени тело умершего оскверняло при прикосновении к нему. А в новой эре, в христианское время тела верующих это храмы Святаго Духа. Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? (1Кор.6:19). Или. Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить [в них]; и буду их Богом, и они будут Моим народом. (2Кор.6:16) Вы - тело Христово, а порознь - члены.(1Кор.12:27) Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела.(1Кор.6:13). И если мы во Христе «боги», освященные и исполненные Духа Божьего, то ветхозаветное запрещение изображений человека уже обновилось вочеловечиванием Господа Бога. И к месту будет сказано, что наша цель христианской жизни это стяжание  или исполнение Духом Святым (стяжать по слав. - значит собирать). Как об этом говорил наш святой Серафим Саровский повторяя ап. Павла. Исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу, благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа. (Еф.5:18).

 

А чем можно оправдать изображение Бога Отца, которое иногда можно встретить на иконах?

Бога, Его Сущность изображать нельзя. Как написано в Писании, Бога никто никогда не видел. (1Иоан.4:12), и Бог есть дух (Иоан.4:24). Только в вочеловеченном виде изображается Бог. Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил. (Иоан.1:18). На Большом Московском Соборе 1666 года по причине того что иконы с седовласым старцем появлялись на Руси все чаще, был положен запрет на изображение Отца Небесного. Также и Священным Синодом Константинопольской Церкви в 1776 г. Повторено это запрещение. И то, что в некоторых храмах есть фрески с таким изображением, это упущение настоятеля, позволившего появиться такой росписи или иконе в его приходе. И в этом случае если мы получаем упрек от инославных, мы должны признать, что кое-где встречающиеся иконы Бога Отца есть иконы неканоничные и Соборами святых запрещенные. Но бывает, что можно спутать по неграмотности икону Бога Отца, с Иконой Христа «Ветхий деньми», где Он изображается седовласым, по явлению видения св. ап. Иоанна в его Откровении, с крещатым а не треугольным нимбом.

 

В Православной Церкви много старинных чудотворных и мироточащих икон. Что это за иконы. Почему они чудотворные?

Есть иконы и чудотворные и мироточивые, но они не обязательно старинные. Как я уже говорил, древность не признак чудотворности. Например, Мироточивая Иверско- Монреальская икона Богородицы, написанная на Афоне в 1982 году непрерывно мироточила в течение 15 лет. В последствии, и бумажные репродукции этой иконы источали миро. Совершенно новые полиграфические изображения Христа, Богородицы, святых мироточат, кровоточат, слезоточат в разных городах нашей страны. Как я сказал это даже чаще простенькие образки. Есть и чудотворные образа, через которые люди получали от Бога милость исцелений и освобождение от одержания злыми духами. Тихвинская, Казанская, Скоропослушница, вот названия некоторых чудотворных образов Божией Матери. Но никогда это не соотносилось с «намоленостью» или древностью иконы. Термин «намоленная икона» или «намоленный храм» совершенно не христианский. Сама икона это просто изображение. А так как на ней изображено святое (святой – посвященный Богу, Божий), то и изображение, т.е. сама икона, это святое, - святыня. Через Свои святыни, Бог, часто проявляет милость верующим людям. И являет это Бог, а не дерево, краски или бумага. Непонимание этого, может сделать из христианина, нечто вроде идолопоклонника, когда ему все равно кто изображен на иконе, святой, Богородица или Христос. И главной ценностью иконы, такой человек начинает считать ее старину или материальную ценность, и конечно «чтобы помогала». За некоторое время до 7 Вселенского Собора (где было осуждена иконоборческая ересь) именно неправильное отношение некоторых христиан к святым изображениям спровоцировали ересь иконоборчества и преследование православных христиан. Мы должны знать, что такое икона, знать кто изображен на них, и содержать правильное почитание иконы.

 

 

ПИСЬМО от последователя сектантского учителя Виссариона, Петрова А. из д. Нижние Куряты. Пришедшее в редакцию районной газеты после опубликования интервью с настоятелем Каратузского храма иереем Виктором Пасечнюком о иконах и иконопочитании.

 

НАПИСАТЬ это письмо меня побудила статья «Православное отношение к образу» от 23 августа 2011 года. Бесспорно, вы, уважаемая «Знаменка», даете нам информацию. Мы, читатели, впитываем ее, доверяя или сомневаясь, или просто бездумно несем ее дальше. Лично меня всегда интересовали темы о духовных ценностях, и я никогда не был равнодушен к такого рода материалам. Читаю внимательно, сравниваю с жизнью, отмечаю наиболее важные моменты, анализирую. А вот статья об образах вызвала у меня спорные чувства, я отметил для себя нестыковку между мнением отца Виктора и собственными жизненными наблюдениями. И решил оспорить. Вера предполагает полное доверие тому, во что веришь. Но ведь есть еще и знания, и опыт. Напечатав мнение одного человека, рискуете ввести в заблуждение многих иных. Ведь и отец Виктор может ошибаться, слепо веря в свои догмы. На мой взгляд, немного некорректно выдавать за истину то, что думает один, пусть даже просвещенный в данной области знаний, человек. Потому и пытаюсь разобраться и представить свою точку зрения.

Отец Виктор высказывает свои истины в пределах понимания своей веры, а я, уважая его желание быть идеологом православия, все же приведу несколько жизненных фактов. Он говорит, что нет понятия намоленности икон, якобы, такого не существует. Но разве мы все, прикасаясь к тем или иным вещам, не оставляем на них ничего? А если они - часть нашей души. Когда гладим ребенка по голове, разве он ничего не чувствует? Если любящие люди в разлуке пишут друг другу письма, разве они не вкладывают нечто невидимое между строк?

Считаю, что, даже просто подержав предмете руках, каждый из нас уже оставляет на нем свои следы. Иначе откуда мерзкое ощущение, возникающее при прикосновении к вещам человека, которого не принимаешь всей душой. Наверняка максимальное скопление энергии на драгоценностях, ведь именно на них и бывает больше всего проклятий. А если есть отрицание, значит, где-то должна быть и положительная сторона, ведь мир дуален. Разве любимая вещь не служите несколько раз дольше ? И становится только краше ?

Если человек несколько раз вдень прикладывается к иконе, с любовью и слезами доверяет ей всю свою душу в течение всей своей жизни. Если он держал ее в руках, берег, прибирал, боготворил. Разве он не оставил на ней свой след? Разве не этим можно объяснить целительную силу святых образов и мощей? Мироточение и обновление?

Нельзя унижать славу Божью, утверждая, что человек слаб, греховен и ничтожен. Господь не создавал всего этого, он создал не игрушку себе, но помощника. Ведь сказано в Библии: «И сотворил Бог человека по образу своему...». Читая эти стихи, я понимаю так—мы есть его маленькие дети. И можем многое из того, что может он. Многое, но не все. Нам дано главное — любить, чувствовать, излучать энергию, мыслить. Мы не можем творить более грандиозные вещи, но в наших силах пытаться приблизиться к подобию с Ним -взрослея духовно и становясь чище сознанием и духом.

Все святое нужно уважать и почитать. И если делать все это искренне, любой предмет становится мощнее, ведь каждый из нас оставляет на нем частичку себя. А если нас много? Я для себя только так объясняю ту особенную энергетику, что можно найти только в храмах, монастырях и святых местах. Ведь там собраны и хранятся предметы, принадлежавшие когда-то величайшим подвижникам нашего общества - Святым. Отсюда и чудеса, которые происходят с людьми в таких местах. Хотя немало зависит и от тех людей, которые содержат эти храмы. Ведь никуда не делись раздражение и гнев, обиды. И именно они могут стать ложкой дегтя в бочке меда.

Иконы писаны людьми. И наверняка каждый мастер делал свое дело с трепетом, благословением божьим, освящая все предметы. И, несомненно, вкладывал в каждое произведение что-то свое. И если быть внимательным, можно почувствовать, что каждая икона в храме несет свою, индивидуальную энергетику, можно еще сказать — благодать. А может, это и есть то, что вложил мастер и каждый, кто прикасался к этому предмету. Ведь не зря есть выражение: «вложил душу».

Сказано - Бога нельзя изображать. Да и как можно изобразить то, что никогда не видел? Но мы воспринимаем Отца нашего, как похожего на нас, таким, как его написали на иконе, а ее, в свою очередь, как окно, излучающее свет высшего порядка. Для меня икона — своеобразное окно в мир Всевышнего. И создано оно усилиями многих и многих чистых душ, помыслами молящихся и искренне отдающих свои мысли и чувства.

Я пытался говорить только о фактических вещах. И никоим образом не задаюсь вопросом: как же Бог принимал во всем этом участие - пути Господни неисповедимы. И потому не мне рассуждать об этом. Одно знаю - человек в этом мире значит немало. И если он станет считать себя ничтожным, то и не сможет сотворить ничего доброго. Нам пора осознать, что созданы мы не рабами, а помощниками в деле созидания.

А. Петров.

ОТВЕТ данный настоятелем Каратузского храма на письмь А.Петрова, пришедшего в редакцию газеты Знамя Труда.

Мысли человека, если они противоречат Священному Писанию, это пустой звук бубна который будет греметь, но музыкой назвать его никак нельзя. К тому же звуки бубна могут быть в совершенной дисгармонии с прекрасной мелодией огромного оркестра. В Библии написано: Говорит ли кто, говори как слова Божии; (1Пет.4:11). Если человек рассуждает на духовные темы не основываясь на те откровения которые имеются в Библии, а утверждает то, что противоречит этим откровениям уместен вопрос; А верующий ли это человек, и что это за вера, если он верующий?

Как у любого последователя Виссариона, у А.Петрова слово догма, вызывает отвращение и неприятие. Учитель А.Петрова Виссарион говорит, что догмы не дают духовного развития: Но как глупо считать, что вера может быть без догматов! Догма (греч. определение, учение) – это непререкаемое положение веры, установленное через Божественное откровение, это бесспорная истина, данная извне и принимаемая без доказательства в силу данного авторитета. И происходит она только от Бога, но путь её через Церковь. Как же может быть вера без догм, если по своему внутреннему содержанию догмат есть вероисповедная истина, т.е. точно выраженное учение + вера. Как же исповедывать веру и объяснять ее, если не в догматах. Ведь само учение веры, это уже догма. И слово Божие устами апостола Павла говорит нам, что вера – это как раз осуществление того образа и тех догм, которые мы усвоили из дарованного нам Откровения Божьего. (Евр. 11,1).

Общение людей это общение духа, который чувствуется обоими. Дух любви или раздражения. Дух радости и печали. Но зачем приписывать себе то, что не в наших силах, т.е. одухотворять истуканы. А что до мощей святых, так это не дух самих почивших делает их мироточивыми и цельбоносными, но Дух Святой, на который мы надеемся и уповаем.  Вообще эта идея обожествления, и какой то одухотворенности идолов, талисманов, и амулетов богопротивное язычество, которое подводило к тому, что жертвы, приносящиеся перед идолами принимаемы были не Богом, а демонами. Они похищают надежду человека. Иоанн Златоуст называет амулеты, узами души. Человек не имеет полной надежды на Бога, по причине того что надеется на помощь то что неодушевленно. У А.Петрова своя религия, свое отношение к идолам, так как он сам же и производит свои талисманы. В одном магазине, у нас в селе, была даже инструкция по приминеню к подобному буддийскому истуканчику. Где говорилось, что благоволение этого идола настанет, если его 300 раз погладить по животу. Это было бы смешно, если бы не было так горько, что христиане могут уподобится язычникам, в подобной духовной нечистоте. Например «невинная» подкова, висящая на воротах, не грех ли против Бога. Грех идолопоклонства тяжелей других грехов. Поэтому первая и вторая заповедь Божия, призывает нас быть верными Творцу и любить Его всем сердцем. Тем же, кто изготовляет и пользуется различными фетишами и амулетами нужно помнить библейское предостережение об опастности. Идолы язычников - серебро и золото, дело рук человеческих: есть у них уста, но не говорят; есть у них глаза, но не видят; есть у них уши, но не слышат, и нет дыхания в устах их. Подобны им будут делающие их и всякий, кто надеется на них. (Пс.134:15-19)

 

 

 

 

 

 

 

 


Назад к списку