От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их! (Ос.13:14) - МИЛОСТЬ И ПОНОШЕНИЕ В ОДНОМ СЛОВЕ - (ХЕСЕД). ПС. 51 и 85
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Новости


Объявления

О Царстве Божием
счетчик посещений

МИЛОСТЬ И ПОНОШЕНИЕ В ОДНОМ СЛОВЕ - (ХЕСЕД). ПС. 51 и 85

Кто прочел книгу известного библеиста Альберто Мело «Любовь Божия в псалмах» заметили многогранность и смысловые оттенки слова ХЕСЕД. Он пишет: Любовь Божья – одна из самых великих тем Библии. В общей сложности слово ХЕСЕД («любовь») встречается в Ветхом Завете 245 раз, из них 127 раз – в Псалты­ри. Именно в этой книге, являющейся сборником молитв, многие из которых обращены к Царю-Мессии, тема Божьей любви становится постоянной, при­обретает богословскую глубину.  

Хотелось бы поделиться еще одним смысловым значением слова ХЕСЕД которое упоминается в двух псалмах книги Теилим. 

У слова חֵסֵד- ХЕСЕД есть очень редко упоминаемое в Танахе смысловое значение, как: СТЫД, ПОЗОР, ПОНОШЕНИЕ. (Например: в  Лев 20:17 и Прит 14:34);

Притч. 14.34. Праведность возвышает народ, а беззаконие - (хесед) БЕСЧЕСТИЕ народов.

Лев. 20.17. Если кто возьмет сестру свою, дочь отца своего или дочь матери своей, и увидит наготу ее, и она увидит наготу его: это
(хесед) СРАМ, да будут они истреблены пред глазами сынов народа своего; он открыл наготу сестры своей: грех свой понесет он.
 

Также и в 51 (52) псалме слово хэсед можно прочесть в двух вариантах, в положительном и отрицательном смысле:

В положительном: Что хвалишься злодейством, сильный? ХЕСЕД = МИЛОСТЬ Божия всегда. (Пс.51:3)

В отрицательномЧто хвастаешся злодей? ХЕСЕД = ПОНОСИШЬ Бога всегда. (Пс.51:3)

Менахем бен Сарук в своей «Тетрадь Менахема» новелла хасид – второе значение, считает, что именно в этом смысле оно используется в этом псалме.

Так вот, изучая 85 (86) псалом, во втором стихе меня заинтересовало слово  ХАСИД = благочестивый, милостивый, во втором стихе.

2 Сохрани душу мою, ибо я благоговею (ХАСИД = милосердный, благочестивый) пред Тобою; спаси, Боже мой, раба Твоего, уповающего на Тебя. (Пс. 85.2)
2שָֽׁמְרָה נַפְשִׁי כִּֽי־חָסִיד אָנִי הֹושַׁע עַבְדְּךָ אַתָּה אֱלֹהַי הַבֹּוטֵחַ אֵלֶֽיךָ׃

в 85 псалме, иудейскими комментаторами допускается прочтение слова ХАСИД = МИЛОСЕРДНЫЙ, БЛАГОЧЕСТИВЫЙ, со смысловым значением ПОНОСИМЫЙ, ПОСТЫЖАЕМЫЙ.

«Сказал раби Аба от имени раби Алексанри: Каждый кто слышит как его клянут, и молчит, хотя в его силах совершить возмездие, становится как бы подобным Господу. Ибо Он тоже слышит, как язычники поносят Его у Него на глазах, и Он может истребить их в одно мгновение – и молчит. Так и Давид: слышал, как его проклинают и молчал. Поэтому сказано «я проклинаем и я праведен». (Шохер тов)

Вот что я прочел в комментарии Раши с пояснениями Меира Левинова:

Слово ХАСИД согласно Мидраш Теилим – это тот, кто терпит поношения и не отвечает на них. Там написано: кто слышит как его проклинают и молчит, тот достоин называться (хасидом) милостивым.  Мидраш основывается на необычном значении слова ХАСИД, а именно «поносимый, проклинаемый», то есть второй стих 85(86) псалма читается так:

СОХРАНИ МЕНЯ, ВЕДЬ (ХАСИД) = ПОНОСЯТ МЕНЯ.

Сохрани душу мою, ибо (ХАСИД) = ПРОКЛИНАЕМ я пред Тобою.

Именно это слово положено в объяснение иудейского комментария на этот стих.

Задумавшись о смыслах слова Хасид.
Хасид = благочестивый, праведный, милостивый
Хасид = проклинаемый, постыжаемый, бесславный

Вспомнил что Слово Божие говорит нам: 

Все, желающие жить БЛАГОЧЕСТИВО во Христе Иисусе, будут ГОНИМЫ. (2Тим.3:12)

Живущий благочестиво = хасид, и, хасид = тот, кого позорят, гнобят, гонят, проклинают, за благочестивую жизнь.

Хасидом был Давид, и Хасидом с Большой буквы - Христос.

И каждый живущий благочестиво и гонимый за правду – хасид, который есть благочестивый пред Богом и поносимый, постыжаемый и гонимый злодеями.

И если этот смысловой аспект добавить в список исследования Альберто Мело, то он не будет в противоречии с Милостью и Любовью Божией, о которой возвещается в Псалтири.

Почему?

Потому что поносимый, проклинаемый  людьми, он же есть благочестивый пред Богом. И проклинаемым хасид становится по великой любви к Богу, и любовь (хесед) Всевышнего, на таком хасиде.

И то, что слово хэсед может быть понимаемо в отрицательном смысле, не означает, что в нем нет любви и милости, о которых написал Альберто Мелло. Любовь в поношениях благочестивых в том, что терпящий ради Бога и прощающий ради Бога, имеет заповеданную Богом милость  и удостаивается Его милости и любви, становясь преподобным Ему.

 

Священник Виктор Пасечнюк.

 


Назад к списку