От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их! (Ос.13:14) - КТИВ и КРИ 104 ПСАЛМА
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Новости


Объявления

О Царстве Божием
счетчик посещений

КТИВ и КРИ 104 ПСАЛМА

КТИВ И КРИ 104 ПСАЛМА

 

Опять загадка. Зачем в 104 псалме (в 18 и 28 стихе) поставлено прочтение, отличное от написания?

 

104.18 СТЕСНИЛИ ОКОВАМИ НОГИ (НОГУ) ЕГО; В ЖЕЛЕЗО ВОШЛА ДУША ЕГО.

18. ИНУ  ВАКЭВЕЛЬ РАГЛАВ (РАГЛО) БАРЗЭЛЬ БАА НАФШО.

עִנּ֣וּ בַכֶּ֣בֶל רַגְלָיו (רַגְלֹ֑ו) בַּ֝רְזֶ֗ל בָּ֣אָה נַפְשֹֽׁו׃

 

Иудейский комментатор Радак толкует 18 стих так.

«Написание РАГЛАВ (ноги,  во  множественном числе), потому что обе его  ноги  были в оковах, а прочтение РАГЛО (в  единственном  числе) обобщенно».

 

В обоих случаях «кри у ктив» Радак объясняет просто. Единственное число кри – это обычное смысловое обобщение. Но тогда возникает вопрос: Почему Радак не называет причину в толковании, которая бы оправдывала столь сильное ВМЕШАТЕЛЬСТВО в Священный текст. Какова причина, почему обобщено две ноги, ОДНОЙ НОГОЙ? Иначе зачем вообще ставить другое прочтение, и строго следить, что бы ктив не произносился читающими Танах? Ведь обобщение нисколько не влияет на смысл, и вполне можно было бы обойтись без кри (без другого прочтения).

 

Что же мы можем увидеть в «кти у крив» 104 псалма?

 

ПШАТ: В этом псалме по буквальному смыслу, говорится о заключении Иосифа в тюрьму после того как он был оклеветан похотливой женой Патифара.

Слово «СТЕСНИЛИ» = ИНУ = можно перевести  как = покорили, уничижили, обесчестили, покорили, оковами НОГИ ЕГО. Буквально это неволя Иосифа не только по воле людей, но по смотрению Бога к славе Иосифа, и спасению людей от голода. Для спасения как своих родных так и всего Мицраима. И поэтому прочтением в единственном числе РАГЛО = НОГУ ЕГО, дается понять, что в узы Иосиф заключен не только людьми, но и Богом для прославления и пользы. И такое прочтение дает нам понять и то, что эти узы не полностью и не навсегда лишали его свободы, но лишь для испытания и достижения цели благой по промыслу Божьему.

 

ДРАШ: В нравственном аспекте, по отношению к Иосифу говорится о том, что хотя он и заточен в темнице, телом, но он остался свободен от злого начала (йецер ара), которое заковало бы и вторую его ногу в оковы греха, если бы он поддался угрозам жены Патифара. И в этом случае Иосиф был бы пленником и людей и греха. И если ктив говорит о том что он был видимым для всех образом закован обеими ногами в оковы и заключен в темницу, то в промысле Божьем по отношению к Иосифу это было временным явлением к прославлению Израиля

 

СОД: В мессианском таинственном аспектеИосиф прообраз Христа. Если кому-то интересно, я как-то в семинарии писал сочинение по теме: «Йосиф как прообраз Машиаха» http://karatuz.prihod.ru/articles/view/id/1163983

Христос также был взят на суд и смерть, для спасения народа и верующих в Него. И он добровольно пошел на казнь. Т.е. одна нога его была свободна. Не против своего желания, но повинуясь воле Отца, Сын Человеческий предал Себя суду и казни. И если с виду могло показаться что Христос всецело в руках Санхедрина и римлян, (т.е. как бы закованы обе ноги), то кри (прочтение) дает понять, что это лишь только внешняя сторона. Кажется Он против Своей воли взят и связан, на самом деле это добровольное исполнение Божественного промысла о спасении рода человеческого, и прославление человека в мире духовном.

 

"В железо вошла душа его". На кресте Христос был пробит железом (гвоздями и копьем) и железо стало, как бы частью Его. И Спаситель знал, что будет казнен через распятие и предал Свою жизнь и Свое тело железным орудиям смерти. Ведь душа (нефеш) как говорит Маймонид в «Путеводителе рассеянных», означает еще и желание – т.е. Он возжелал пострадать. В железо вошло «желание=воля» = душа его.

 

Еще один ктив в этом псалме в 28 стихе.

 

104.28 Послал тьму и сделал мрак, и не воспротивились слову Его.

28. ШАЛАХ ХОШЕХ ВАЯХШИХ, ВЕЛО-МАРУ ЭТ-ДЕВАРАВ (ДЕВАРО).

28שָׁ֣לַֽח חֹ֭שֶׁךְ וַיַּחְשִׁ֑ךְ וְלֹֽא־מָ֝ר֗וּ אֶת־דְּבָרָוו (דְּבָרֹֽו)׃

 

 

ДЕБАРО=СЛОВО ЕГО. Слово которое отмечено как кри в этом стихе псалма, Радак относит его к Моше и Арону, но не к египтянам. Он пишет: «Написание  ДЕВАРАВ (во  множественном  числе), а прочтениеДЕВАРО (в  единственном  числе) с тем же значением, хотя одно является обобщенным, а другое - конкретным. Значение таково: Моше и Аарон не прекословили Господу,  они шли, куда бы Он их ни послал, несмотря на угрозы  Паро».

Опять Радак просто обобщает.

 

Но на мой взгляд здесь более веская причина для замены, чем та, о которой говорит Радак. И слово «НЕ ВОСПРОТИВИЛИСЬ» нужно связывать не с предыдущими стихами, в которых говорится о Моше и Аароне, а с последующими, где говорится о египтянах, которые противились Моше и Богу.

Как же понимать этот кри и ктив, где должен обязательно меняться смысл произносимого от написанного, или хотя бы уточнять и объяснять ту причину по которой сделано исправление в прочтении?

В этом стихе, говориться о том, что как ни противились словам Господа сказанным через Моше египтяне с Фараоном (т.е. многим словам Всевышнего противились, вызывая на свою голову все новые и новые казни), но все-таки, в конце концов, были побеждены последним СЛОВОМ о казни первенцев, которая свершилась перед Исходом. Поэтому пишется ктив во множественном числе, а кри читается в единственном числе, чтобы было понятно, что Фараон и египтяне все же ПОКОРИЛИСЬ и НЕ ВОСПРОТИВИЛИСЬ СЛОВУ (воле) ЕГО, хотя предыдущим СЛОВАМ ЕГО очень противились. И чтобы не было противоречия написанному «ВЕЛО МАРУ = НЕ ВОСПРОТИВИЛИСЬ», когда десять слов о предстоящих казнях египтяне не восприняли и были в противлении планам Бога, показано нам, что при последнем десятом СЛОВЕ, когда исполнилось СЛОВО ЕГО = ДВАРО о первенцах, были они покорены. И не только НЕ ВОСПРОТИВИЛИСЬ, но и отпустили с подарками своих рабов. 

1 И сказал Господь Моисею: еще одну казнь Я наведу на фараона и на Египтян; после того он отпустит вас отсюда; когда же он будет отпускать, с поспешностью будет гнать вас отсюда; (Исх.11:1)

31 И призвал [фараон] Моисея и Аарона ночью и сказал: встаньте, выйдите из среды народа моего, как вы, так и сыны Израилевы, и пойдите, совершите служение Господу, как говорили вы;

32 и мелкий и крупный скот ваш возьмите, как вы говорили; и пойдите и благословите меня.

33 И понуждали Египтяне народ, чтобы скорее выслать его из земли той; ибо говорили они: мы все помрем. (Исх.12:31-33)

 

 

Священник Виктор Пасечнюк


Назад к списку