От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их! (Ос.13:14) - Я ЖЕ ЧЕРВЬ, А НЕ ЧЕЛОВЕК - О МЕССИИ ЛИ ЭТО СКАЗАНО?
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Новости


Объявления

О Царстве Божием
счетчик посещений

Я ЖЕ ЧЕРВЬ, А НЕ ЧЕЛОВЕК - О МЕССИИ ЛИ ЭТО СКАЗАНО?

Неудобопонимаемый седьмой стих мессианского 21 псалма.

Многие псалмы в книге Теилим, являются мессианскими в понимании как христиан, так и иудеев. Например Радак в комментарии к 20 (21) псалму (и не только к нему) говорит:

«Давидом здесь назван Машиах, подобно ”а Давид, Мой раб, князь им вовек” (Иехезкель 37, 25)».

Мы – христиане, 21 псалом полностью понимаем как слова от лица Мессии. Но как понимать седьмой стих от Лица Спасителя? Как применить слова «я есть червь, а не муж», к Тому, Кто есть Царь Вселенной? Как Он, мог сказать о Себе, такие слова - «Я же червь?» Нам привычны слова Спасителя, которые говорит Он о Себе в Евангелии: Я есть свет миру… Я есть дверь спасения… Я и Отец одно и т.п. Но все же есть, не мало вариантов толкования.

21.7 Я ЖЕ ЧЕРВЬ, А НЕ ЧЕЛОВЕК, поношение у людей и презрение в народе.

ВЕАНОХИ ТОЛААТ ВЕЛО-ИШ, ХЕРПАТ АДАМ УВЗУЙ АМ.

Пшат.

Буквальное объяснение, которое применимо и к Давиду царю, и к Мессию Йешуа аМашиаху:

Я червь, а не муж. В глазах осуждающих меня я не человек, а червь, который не достоин сожаления и помилования. Как червя не жалеют на поле, но истребляют его, так и меня считают за червяка, которого желают уничтожить. Как гусеницы, черви и опарыши, вызывают у людей отвращение, так и здесь, слова этого стиха говорят о том что он (Он), презираем и поносим людьми.

Драш.

Поучение из Боцина Неhора: «Я червь, а не человек – многие опасаются проглотить червя, но не боятся «проглотить» человека, когда полагают, что это можно совершить без страха за свою жизнь. Поэтому царь Давид сказал: лучше бы мои враги считали меня червем, а не человеком, ибо так я мог бы спастись». Этот драш показывает лицемерие злодеев, которые будучи свиньями, считают себя кошерными, уповая лишь на раздвоенные копыта. Когда-то было сказано: Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие! (Матф.23:24).

Этот драш схож с криминальной дореволюционной историей, когда в суде судьи на вопрос, почему после убийства малолетней девочки убийца забрал у убитой все съестные припасы кроме куриных яиц, услышали от него ответ: так ведь яйца скоромные, а сейчас пост идет. Это поучение показывает, что порой отцеживая комара (который может быть еще и не напился чужой крови), мы без всякого опасения поглощаем туши некошерных животных, при этом считая себя праведниками.

Сод: Таинственное объяснение в мессианском аспекте

Максим Исповедник, толкует этот седьмой стих так: Некоторые касательно сего говорят, что Господь назвал Себя червём по причине безсеменного своего рождения: ибо как червь рождается в земле без семени после дождя делением; так и Христос родился безсеменно после наития на Деву Святаго Духа. Как дожди благоприятны для деления червя, так и Вода Живая Духа Святого как дождь ранний оросила Деву Марию для зачатия Спасителя мира. Итак, Христос называется червем, по сей причине. Опять: «не человек», по причине сверхъестественного и несвойственного человеческому рождению своего зачатия. Или еще... Христос называется червем, потому что носил плоть как приманку для сатаны, под которою скрывалась удочка Божества. Как для рыб приманка червь, так и Христово человечество было приманкою для уловления великого и умственного кита — дьявола, плавающего в море настоящей жизни. Ибо, проглотив сию приманку, иначе умертвив и пожрав Христово человечество, он уловлен удицею Божества Его, скрывавшегося под человечеством; и таким образом всепожирающий растерзан и умерщвлен. (см. апокриф «Евангелие от Никодима и сошествие во ад»)

В пятом гласе канона октоиха, церковью воспевается эта «хитрая приманка» которая ловит на крючок змея-сатану-левиафана желавшего погубить Того, Кто противостал ему и победил его искушения:

Гл. 5. 7-я песнь октоиха, воскресная служба

Плотию обложься якоже на удице льщения, Божественною Твоею силою змия низвлекл еси возводя вопиющия: Боже благословен еси.

 

Или, другое толкование:

Как червь по виду кажется ничтожным, но он проточивает и истребляет вещество, в котором находится (червь Шамир - очень знакомый образ для иудеев), так и Христос, по-виду Своему, был ничтожен, но по существу Своему, постигаемому только умом, Он был разрушителен для враждебной силы демонов и незаточимым для Шеола. ‎

 

Другое объяснение Сод в мессианском аспекте:

תּוֹלָע‎ = ТОЛААТ 1. пурпур, багряница, червленая ткань; 2. червь, опарыш.

Т.е. слово «червленое=красное» имеет в своем корне слово «червь». В старорусском языке и в иврите для обозначения красного цвета использовали слово «червлёный» (по названию личинки насекомого «червеца», из которого приготовляли красную краску).

Мэтью Генри говорит: Иисус стал червем, а не человеком. Если бы Он не сделал Себя червем, то не смог бы позволить, что бы по Нему топтались, как это было на самом деле. (Т.е Он пришел для того, чтобы пострадать за людей – Он Мессия Страдающий). Это слово подчеркивает значение «червь», которое использовалось при окраске пурпурного и алого цветов, из чего можно сделать ссылку на Его кровавые страдания.

Красная масть (в виде сердца) ♥ в игральных картах называется «Черви». Черви (красное сердце) отображает Христа. Красящих червей давили, и ими красили ткань = порфиру. А красная одежда (порфира = багряница) это одежда царей.

1. Кто это идет от Едома, В ЧЕРВЛЕНЫХ РИЗАХ от Восора, столь величественный в Своей одежде, выступающий в полноте силы Своей? "Я - изрекающий правду, сильный, чтобы спасать".

2. Отчего же ОДЕЯНИЕ ТВОЕ КРАСНО, и ризы у Тебя, как у топтавшего в точиле?

3. "Я топтал точило один, и из народов никого не было со Мною; и Я топтал их во гневе Моем и попирал их в ярости Моей; КРОВЬ ИХ БРЫЗГАЛА НА РИЗЫ МОИ, и Я запятнал все одеяние Свое;

4. ибо день мщения - в сердце Моем, и ГОД МОИХ ИСКУПЛЕННЫХ настал. (Ис.63:1-4)

Его риза – это человеческое естество – плоть и кровь, пораженная за грех мира. Справедливое возмездие которое должны были получить народы за грех, обрушилось на Мессию. Его ризы красны от крови. 11. И увидел я отверстое небо, и вот конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует.

12. Очи у Него как пламень огненный, и на голове Его много диадим. [Он] имел имя написанное, которого никто не знал, кроме Его Самого.

13. [Он был] облечен в ОДЕЖДУ, ОБАГРЕННУЮ КРОВЬЮ. Имя Ему: "Слово Божие". (Откр.19:11-13)

Кстати по преданию Христос ходил в вытканном Девой Марией красном хитоне, о котором бросали жребий воины, так как он был выткан, а не сшит, и его нельзя было разделить на части.

Вот еще ремез в Новом Завете по фразе псалма «Я червь, а не человек».

Событие на суде Пилата. Христос одет в красную багряницу как царь, но уже измучен бит, и с терновым венцом на голове. И тогда чтобы вызвать сострадание у тех, кто привел Христа на суд, Пилат говорит: Се Человек!

Зачем?

Затем, тобы ненавистники отдавшие Его на казнь языческой власти, смотря на избитого узника в терновом венце, не видели в Нем червя, которого нужно раздавить. И опять здесь червленные ризы - пурпур, которые напоминают нам слова псалма, червь есть, а не человек, в глазах ненавидящих Меня.

4. Пилат опять вышел и сказал им: вот, я вывожу Его к вам, чтобы вы знали, что я не нахожу в Нем никакой вины. 5. Тогда вышел Иисус в терновом венце и В БАГРЯНИЦЕ. И сказал им Пилат: СЕ, ЧЕЛОВЕК! (Иоан.19:4,5)

14. Как многие изумлялись, на Тебя, - столько был обезображен паче всякого человека лик Его, и вид Его - паче сынов человеческих! (Ис.52:14,15)

Поношение у людей и презрение в народе...

Поношением сделался Господь для человеков, т. е. римских воинов, а уничижением для людей, т.е. для иудеев.

Впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем, но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться. (Мф.26:24)

 

Священник Виктор Пасечнюк.

 


Назад к списку