От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их! (Ос.13:14) - ИНТЕРВЬЮ ДЛЯ ГАЗЕТЫ ПРАВОСЛАВНОЕ СЛОВО СИБИРИ
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Новости


Объявления

О Царстве Божием
счетчик посещений

ИНТЕРВЬЮ ДЛЯ ГАЗЕТЫ ПРАВОСЛАВНОЕ СЛОВО СИБИРИ

Роман Минеев
 

«Заблудшие души как и заброшенные храмы нуждаются в восстановлении…»
В № 7 (126) газеты «Православное слово Сибири» опубликован материал «Тихвинский источник в селе Верхний Кужебар». Вниманию читателей предлагается продолжение рассказа о поездке специального корреспондента ПСС в Каратузский район, а именно — интервью с настоятелем храма во имя святых апостолов Петра и Павла села Каратузское иереем Виктором Пасечнюком.

Человек, переступивший порог храма, — герой


— Мы видим, что на селе, да и в городе в храме бывают по большей части женщины да бабушки. А где же мужчины? Стесняются перед односельчанами свою религиозность показать?

— Верующие мужчины в Каратузе есть, но в нашей общине их не так много. Как и везде, женщин большинство. Деревня не дает даже многим женщинам прийти в храм, потому что это деревня, все друг друга знают, особенно мужики, которым очень тяжело вырваться из своего окружения. О мужчине обычно все знают, где водку пил, где как-то еще грешил, и тут вдруг он пошел в храм. Под таким всеобщим, пристальным вниманием очень тяжело переступить церковный порог. И вот когда человек порог храма переступает, то он вообще-то герой. Такие мужики-герои и у нас есть. Дело еще в том, что если мужчина пришел в храм, то он не по-фарисейски это сделал. В городе можно в любой храм не в своем районе прийти и там тебя никто не узнает, а в деревне это подвиг. У нас есть люди, которые едут из Каратуза в храм в Кочергино, потому что там меньше знакомых-односельчан. Уезжают, чтобы люди не увидели, что они ходят в храм. Это страшно, когда человек стыдится самого святого, что он может сделать: поклониться Богу. Ведь Господь сказал: «Кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет во славе Отца Своего со святыми Ангелами» (Мк. 8:38). Но таковы реалии сельской жизни.


— Видимо, стыд ходить в храм связан с прежними грехами. Когда покаешься, тебе потом стыдно становится, что был таким прежде. Стыд этот надо преодолеть. Стыдится нужно не покаяния, не исправления, но пребывания в грехе. Бояться нужно не того, что с изменением жизни некоторые друзья отдалятся, а того, что удаляет нас от Творца и Его милости. Мы не можем угодить всему миру, но Богу мы угодить обязаны.
Люди же все равно приходят и воцерковляются, не могу сказать, что с этим безнадежно. Благодать Божия действенна и спасительна, она может призвать любого человека.

— А община в храме сформировалась?

— Я доволен общиной, она есть. Прихожане любят Бога и храм Его. Большинство постоянные причастники Спасителю в таинстве Тела и Крови Его. Помня слова Христовы: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем.
(Иоан.6:53-56) народ Божий не оставляет литургии в воскресные и праздничные дни. Ведь это единение в Теле Христа и в Духе Его, творит нас Церковью Божией. Библейское определение говорит: «Церковь — это Тело Христово». Апостол Павел называет Церковь Телом Христовым, потому что мы, причащающиеся, становимся одним Телом во Христе.

И священник, и врач, и учитель

«Сегодня учитель, врач, работник культуры, священник — это те опоры духовной, культурной, интеллектуальной жизни, которые остаются на селе. Нужно объединить усилия. И в этом объединительном процессе огромную роль должен играть священник», — митрополит Кирилл в телепрограмме «Слово пастыря» от 12 декабря 2005 г.

— Как выстраивается в Каратузском сотрудничество прихода со школами, больницами, культурными учреждениями?

— Стараюсь по мере сил найти те слова, которые будут услышаны и школьниками, и врачами, и пожарными, и судебными приставами… Если приходить официально, говоить официальные слова, то людей это только оттолкнет от Церкви. Ведь люди, особенно те, кто далеки от Церкви, ищут в ней совсем не этого. Ищут люди духовности, изменения и благодати Духа Святого, то, о чем написано в Святом Евангелии. И любая неискренность, чиновничество, т.е. внешнее без внутреннего, обесценивает в глазах внешних и Церковь и ее служителей. Не должно быть простого пособничества в виде заключенного соглашения о сотрудничестве. Прихожу и говорю: «Я пришел с вами поговорить о том, о чем Христос говорил — о Царстве Божьем», — и мы разговариваем. Люди слушают и понимают. И если даже сразу не видно плодов этих встреч, я утешаюсь тем, что слово о Царствии Небесном, которое внутри нас есть, как семя, может прорасти, и прорастает в благоприятное время, для того чтобы были плоды.

— Традиционно считалось, что священник, учитель и врач — основная часть интеллигенции на селе. Их союз работает сегодня, по-вашему?

 — Этот союз существовал и раньше, есть он и сегодня. Если врач и учитель — верующие, тогда они только содействуют славе Божией. Они объясняют, даже направляют людей в Церковь, ненавязчиво предлагают задуматься о Боге. Я знаю нескольких таких врачей и учителей. Верующая учительница учила моих детей в начальных классах. Она много говорила о христианской нравственности именно на своих уроках помогая найти детям тот путь, который не уводит от спасения а приближает к Богу.

— Священник — он ведь и врач, и учитель в каком-то смысле.

— Да, просто бывает верующий, а бывает неверующий врач. Как святитель Лука (Войно-Ясенецкий), который с Божией помощью операции делал. А есть такие, которые делают аборты. Также и с учителями: есть совершенные безбожники, а есть, которые учат любить Бога. И в среде священников тоже может попасться человек, который не делает дело Божие, а относится к священнодействию не как к службе Богу, а как к наемной работе. Это проблема есть во всех служебных и профессиональных сферах. Не исключение, и Церковь. Дьявол сеет плевелы везде где может. И среди пшеницы то здесь, то там, прорастают колючки и сорняки. О этой проблеме общественной жизни написано в Библии еще задолго до Рождества Христова. Главы его судят за подарки и священники его учат за плату, и пророки его предвещают за деньги, а между тем опираются на Господа, говоря: "не среди ли нас Господь? не постигнет нас беда!" (Мих.3:11)

— Как влияет на положение Русской Православной Церкви в Каратузе то, что в селе есть лютеранский приход?

— Лютеранство здесь немногочисленно. У пастора Виталия строится храм, точнее будет разобран и перевезен из д. Суетук в Каратуз.
Да и лютеранство никогда не было агрессивной христианской ветвью, оно в каком-то смысле близко Православию. Наш лютеранский пастор — добрый христианин и хороший человек. Нельзя говорить, что лютеране — это очень плохо. Лютеране – это прежде всего христиане, исповедающие и покланяющиеся Триединому Богу, и верящие что Иисус, это Сын Божий – Богочеловек, Спаситель мира. Если человек любит Христа и живет Его заповедями, если не хулит Церковь, он не может быть врагом. Ибо кто не против вас, тот за вас. – сказал Христос (Мар.9:40).
Тем более, два священника разных ветвей христианства в одном селе — это стимул быть лучше, больше проповедовать, стараться быть таким священником который прославляет имя Божие своим служением. [Окружение христианских деноминаций не дает расслабляться]. Это стимул и общине и мне быть настоящими христианами, делать все, как говорил Христос, по-евангельски, жить в Духе Святом и приносить плоды духовной жизни.

Образовательный эффект ночного дежурства

— Вы знаете, что Патриархия начала распространение Нового Завета среди военнослужащих и заключенных?

— Да, и меня это обстоятельство радует. Не думаю, что все бросятся тут же читать Евангелие и все поймут. Но когда я служил в армии, очень хотел прочитать Святое Евангелие. Искал его и до службы, но в то время религиозную литературу трудно было найти, Церковь не могла заниматься книгоиздательской деятельностью в нужном объеме. В армии солдат ощущает особенный голод и физический и духовный. В армии новобранец запросто может съесть килограмм простого печенья или конфет. Так же и с духовностью. У меня был, можно сказать, духовный кризис. Казарменные разговоры, лексика, темы — ничего не было в этом духовного. И вот в увольнении я покупаю томик сирийского поэта Омара Хайямы. Будучи правоверным мусульманином, он порицал фарисеев и тех, кто верит напоказ. Его афоризмы о нравственности меня воодушевляли: «Ты лучше голодай, чем что попало ешь, и лучше будь один, чем вместе с кем попало». Этот томик стихов позже у меня украли, но надеюсь стихи пронизанные нравственным обличениями помогли тому, кто прочел эту книгу. А уж если говорить о распространении Евангелия в армии, то в этом вижу огромную пользу. Новый Завет – это не просто стихи или умело сказанные слова образованного человека, а это слово Божие, которое питает, очищает, лечит, обличает, назидает и преображает всего человека.
На срочной службе в армии человек сталкивается с трудностями лишениями и даже скорбями. Очень часто в таких обстоятельствах Слово Божие благоприятно ложится на умягченную землю сердца и дает росток. В армии Евангелие необходимо, как необходимо оно и в местах заключения. Там люди ищут утешения и поддержки, там духовное и Божественное воспринимается по другому, не так как в мире где человек имеет земные блага, свободу и не испытывает лишений.

— Чем вы занимались, как жили до священства? В каком возрасте решили стать священником?

— Выбора такого не было: быть или не быть священником. Просто хотел быть с Богом. Поработав на производстве, отслужив в армии, за годы службы воцерковился по-настоящему, пришел домой, начал работать, и вдруг почувствовал пустоту — «суета сует» без Бога явного служения Богу. До этого я прочитал очень много духовных книг. В 1992 году – это второй год моей службы в армии год, я бывая в увольнених покупал книги сумками, тогда очень дешевые, заступал на ночное дежурство, и читал. К тому времени, как закончилась служба, очень много духовной литературы прочел. Сейчас я так много не читаю, нехватка времени как и у всех, а тогда впитывал как губка. И когда вернулся домой, то почувствовал, что надо быть в Церкви, в общине таких же христиан. Неважно кем, сторожем, дворником, разнорабочим, лишь бы при Церкви. Я сам из поселка в Томской области. У нас не было храма и приходилось ездить по выходным в Свято-Троицкую церковь в Томск. Все рабочие места в храмах города были заняты, но Господь дал возможность, и я поехал в Красноярск.

— Как встретил Красноярск, епархия, православные?

— Когда я устроился в Красноярске, при Покровском соборе стал пономарить, был сторожем, иподьяконом. Стал готовиться к возможному рукоположению. Хотя сейчас понимаю, что становиться священником было рано. Есть каноны, которые говорят, что 25 лет — это минимальный возраст для диакона, 30 — для священника. Но тогда в России, в Сибири просто не хватало священников, и к тому же в 1994 году я женился.

Образ матушки

— В приходе матушка священника тоже играет в какой-то степени «пастырскую» роль?

— Она является образом христианки. Знаете, что написано на обратной стороне креста священника? Это слова апостола Павла из его послания к Тимофею: «Образ буди верным словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою». Как священник должен быть образом христианской жизни, так и его жена (и кстати сказать вообще-то по апостолу не только жена но и дети). Я свою матушку упрекнуть ни в чем не могу. К тому же она настоящая помощница исполняющая то предназначение женщины, которое определил  Творец.
Когда мы приехали из Красноярска в Каратуз, на нее свалилось сразу все. В приходе совершенно ничего не было, были одни стены. Если мы делали картонный фанерный временный иконостас, то ей приходилось шить облачения. Надо было на службу просфоры — ей пришлось научиться их печь. Она вела бухгалтерию, составляла отчеты, сразу же для налоговой требовались бумаги, ведь приход — юридическое лицо. Матушка организовывала клиросный хор. Что-то умела, чему-то училась. Ей было 19 лет, когда мы поженились. Пока собралась община, многое легло на ее плечи. Даже кирпичные кладки разбирала со мной в первый год нашей службы. Я благодарен, что она с мужеством, действительно по-христиански, выдержала предназначенное ей испытание. Даже той же нищетой. Ведь для храма банку краски не на что купить было. Наши родители нам помогали. Время было такое — 90-е годы, да и приход был разрушенным. Слава Богу за матушку и за все, что Он мне дал по Своей милости – Слава Тебе Боже наш, слава Тебе! Жизнь бытовая и приходская со временем наладилась. Сейчас у нас есть дети - сыновья, 15 и 12 лет которых нам дал Бог здесь в Каратузе. Для каждого прихода матушки необходимы. У них есть свои заботы, и свое служение. Матушка самый близкий человек мужу – священнику, она помощник, она член Церкви как вселенской, так и малой - семейной, где глава муж. Она и не на последнем месте в православной общине.
В приходской жизни, иногда женщинам бывает проще поговорить о женском с матушкой. И поэтому женщины иногда к ней подходят даже чаще, чем ко мне. Ее спрашивают, с ней советуются. Она молодая, но мудрая, впрочем как и каждый человек который утверждается на Слове Божьем.

160-летие Каратузского прихода

— Петропавловскому приходу в 2012 году исполняется 160 лет, возраст для сибирского храма весьма солидный. Вы его историю знаете?

— О нем мне мало что известно. Сохранилось всего несколько фотографий, снятых снаружи. Но история его не только богата, но и окружена ореолом мученичества. В 1918 году настоятеля храма отца Михаила Щербакова с женой Анной застрелили восставшие крестьяне во время «Минусинского восстания». Другой священник, отец Василий Команский, был убит в лагере.
 
— Помощь восстановлению храма оказывает местная администрация?

— Сельсовет отапливает храм бесплатно, что позволяет нам экономить средства на то, чтобы мы могли что-то делать. Этот кабинет, например, чтобы я мог говорить с людьми, обошелся в 70 000 рублей. Спонсоров нет, делаем практически все сами, и практически бесплатно. За такие деньги в городе ограду, как у нас, не сделать. Фундамент заливали сами, варили сами, резали сами, красили сами, столбики на половину сами ставили, штукатурили столбы и покрывали жестью сами. Раньше ограда была деревянная, а теперь — каменная. Но все это внешнее восстановление украшение и убранство не может сравниться с тем преображающим действием благодати, которое происходит в душах уверовавших людей. Когда человек исполняется преображающей силой Духа Святого, тогда он сам становится храмом Божьим – где престол – сердце, а доброе произволение и повиновение воле Божией есть жертва смирения. А сердце смиренное и сокрушенное, по слову псалмопевца, Бог не уничижит.

Кинотеатр в храме назвали в честь первого спутника

Из истории храма. Петро-Павловская каменная церковь в Каратузе была заложена в 1849 г., открыта в 1852 году. В ней изначально имелось три престола: главный во имя святых апостолов Петра и Павла, второй — во имя Пресвятой Богородицы в честь Ея иконы «Знамение», оба эти придела построены на средства прихожан. Храм был освящен 7 февраля 1853 года. В 1886 году Томским купцом Никитою Нестеровым Вяткиным был построен третий престол во имя святой Пророчицы Анны (9 декабря). 1 сентября 1900 года была открыта женская церковно-приходская школа в три отделения, число учеников в которой было около 50 человек. 2 апреля 1938 г. члены Президиума Каратузского Райисполкома передали храм под здание кинотеатра «Октябрь». Позднее, в честь запуска первого искусственного спутника на земную орбиту, кинотеатр стал именоваться «Спутник».

В 1994 г. кинотеатр, занимавший храм, был перемещен в здание сельского клуба. В июле 1995 г. в село Каратуз был направлен священник — иерей Виктор Пасечнюк. 10 декабря 1995 г., на праздник Знамения Богородицы, как «Знаменский» был освящен бывший Аннинский придел Петро-Павловского храма, в котором ныне и совершаются все богослужения. (По материалам книги «Краткое описание приходов Енисейской епархии» 1916 года и сайта каратузского Петропавловского прихода).

«1998 год был самым тяжелым и самым плодотворным в жизни Петро-Павловской общины верующих Каратуза. Были начаты отделочные работы, а также проведен водопровод, сооружен святой колодец на территории ограды церкви. Во время ремонта под полом южного придела и в ограде храма было обнаружено несколько старинных захоронений священнослужителей и почетных прихожан. Надгробные памятники были уничтожены в годы гонения на церковь, и теперь трудно восстановить имена погребенных», — Байзель В.М. Каратузский район. Памятники истории / В.М. Байзель // Знамя труда, – 30.07.2004.

— Отец Виктор показал мне единственную имеющуюся у него старинную фотографию храма.

— На фото 1931 год, еще до разрушения куполов. Их разрушили потому, что храм нужен был для других целей. До того времени, как я приехал, там находился кинотеатр. Потом помещение пустовало. Когда мы взялись за восстановление, внутри ничего не было.


В Петропавловском приходе ведутся восстановительные работы. Ремонтируется главный, и самый большой, придел храма, сейчас он больше напоминает строительную площадку. Можно представить, какие силы требуются для завершения работ.

Побывав в самом обычном приходе, понимаешь, что там делается самая важная работа —исцеление людских душ, в которых желает обитать Бог, и восстановление разрушенных святынь. Когда оживают души людей напояемые как живой водой, Духом Божьим, тогда оживают и разрушенные храмы. Через внутреннее преображение, преображается внешняя жизнь. Без внутреннего не может быть внешнего благолепия. Если же порядок меняется, то очень часто красота бывает напускной и бездуховной, такой, какую отвергал Спаситель – фарисейской и лицемерной. Да не будет так! Красота христианской веры, есть красота внутренняя. О этом неприметном благолепии и красоте Церкви воспел царь Давид: Вся слава дщери Царя внутри; одежда ее шита золотом; в испещренной одежде ведется она к Царю; (Пс.44:15). Помоги нам Господи, через преображающую силу Твоей благодати, предстать пред Тобой в этих золотых одеждах внутреннего благолепия!
 


Назад к списку